3_122_Гном и компания_69 Команда «Гном и компания» усердно разбирала фразеологизмы, изучала словари, обращалась за разъяснениями к родителям и старшеклассникам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
3 _ МОУ «Новопокровская СОШ» _ Команда «Умники и умницы» 4 класс 3 этап « Фразеологическое лото.
Advertisements

ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна.
МОУ «Большегривская СОШ» Нововаршавского района Омской области Команда «Успех», 5 класс (регистрационный 571) III Этап «Фразеологическое лото»
3_Лузино1_Огоньки III этап «Фразеологическое лото»
Фразеологизмы и их роль в русском языке Проект : Почему мы так говорим?
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по русскому языку в 9 классе (методическая разработка при подготовке к ГИА) Автор: Автор: Васильева Надежда.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 123 с углубленным изучением отдельных предметов им. Охрименко О. И.» «Второклашки» III этап «Фразеологическое лото»
Фразеологизмы и их роль в русском языке 6 класс Учитель Ильина Вера Викторовна.
Урок разработан учителем начальных классов Таюрской Еленой Андреевной.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Не спеши языком – Сам пропадай – С кем поведёшься – Труд человека кормит - Глаза смотрят - Хочешь много знать - Ученье – свет, По одёжке встречают - Грамоте.
Исследовательская работа Подготовила: Попова Елизавета, ученица 4 класса. Руководитель: Родионова Л.М., учитель начальных классов Липецкая область Долгоруковский.
Фразеологизмы. Весь день Глеб бездельничал. Весь день Глеб собак гонял. Весь день Глеб валял дурака. Весь день Глеб лежал на боку. Весь день Глеб корчил.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Актуальность выбранной темы Однажды дед сказал мне: «Если хочешь вырасти умным и добрым человеком, с детства слушайся родителей - «мотай на ус».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Учитель: Серова Т.Н.МБОУ СОШ 98.
I тур. «Темная лошадка» II тур. Разминка. III тур. «Вот где собака зарыта» IV тур. «Фразеологическое лото» V тур«Фразеологический зверинец» VI Что говорят.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – « выражение » Logos – « учение »
Цели урока : - познакомить учащихся с фразеологизмами ; - учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения ; - учить находить фразеологизмы.
1. Найди правильный ответ. Ящик Пандоры - А: сокровищница. Б: источник бедствий. В: страшная тайна. Г: шкатулка с секретом. Танталовы муки муки А: неразделенной.
Транксрипт:

3_122_Гном и компания_69 Команда «Гном и компания» усердно разбирала фразеологизмы, изучала словари, обращалась за разъяснениями к родителям и старшеклассникам. Нам так хотелось сделать всё на «пять»! III этап «Фразеологическое лото»

Задание 1. «Их знают все» Филькина грамота. Филька – «глупый, недалёкий человек» (ср. простофиля). Филькина грамота – глупо составлен- ный, плохо написанный документ. 700 лет назад жил-был новгородский князь Патри- ций. Он так прославился своей хитростью и изворо- тливостью, что имя Патрикей стало нарицательным. А означает оно – «хитрец». Иван родства не помнящий. Так называют тех, кто отрекается от родных, друзей, старых связей. В широком смысле – это человек без традиций и убеждений. По Сеньке и шапка. Так говорят чело- веку, который не заслуживает лучшего. Иногда говорят: по Ерёме и колпак. Чем знатнее был боярин, тем выше была и его шапка. Это значит – каждому честь по заслугам. Фома неверующий – человек, который никому и ничему не верит. Это нарицатель- ное имя для недоверчивого слушателя.

Задание 2. «Зоопарк» Существует много фразеологизмов, героями которых являются животные и птицы. Мы выбрали те, которые понравились нам больше всего: Заблудшая овца – так называют хорошего, но сби- вшегося с «пути истинного» человека. Буриданов осёл. Так называют людей нерешительных, сомневаю- щихся, долго колеблющихся перед принятием решения, как ослик, который умер от голода, не выбрав, какую охапку сена ему съесть. Волк в овечьей шкуре - люди, прикидывающиеся добряками. Это хищники, которые прячутся под маской кротости. Кот в мешке. Купить кота в мешке - приобрести что-либо, ничего не зная о достоинствах и недостатках товара. Существует много фразеологизмов, героями которых являются животные и птицы. Мы выбрали те, которые понравились нам больше всего:

Голубь мира – символ мира. В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что Бог сменил гнев на милость и потоп закончился. Синяя птица – символ недостижимого счастья, несбыточной и прекра- сной мечты. «Охотиться за синей птицей» - искать невозможного, тратить впустую время и силы. Первая ласточка. Ласточка – вестница весны, символ чего-то радостного, перемены к лучшему. Вороной в павлиньих перьях называют тех, кто хочет казаться лучше, чем он есть. Такой человек «рядится в чужие перья», выглядя смешно и жалко. Белая ворона – так называют человека, который резко выделяется из окружающей среды теми или иными качествами.

Пригреть змею (на груди). В басне Эзопа крестьянин пожалел окоченевшую от холода змею и положил её себе за пазуху. Отогревшись, змея укусила своего спасителя. Змея – символ неблагодарности. Мартышкин труд – бесполезные усилия, напрасные старания, ненужная работа. Как у мартышки, которая так и не смогла ничего сделать с деревянной чуркой. Пироги с котятами. Так говорят, когда на человека обрушивается что-то нелепое и неожиданное. Мокрая курица. Нет более жалкого существа, чем намокшая под дождём курица. Растерянного, беспомощного человека называют мокрой курицей. Поставить не на ту лошадь – когда корыстные расчеты человека оказались неверными, когда он грубо ошибся в своих надеждах, допустил промах.

Змий-искуситель – символ того, что нас соблазняют чем-то заманчивым, но недозволенным. Ловить рыбку в мутной воде. Так говорят про человека, напускающего туман для достижения собственной цели, нечестным путём добивающийся благопо- лучия, как рыбак, мутивший воду, чтобы легче поймать рыбу в водной мути. Глухая тетеря – символ разини, сонного, ничего не замечающе- го вокруг себя человека. Тетерев, когда токует, якобы ничего вокруг не видит и не слышит. Гол как сокол – так говорят про крайне бедного человека. Взгляд медузы.Так смотрит человек с очень неприятным взглядом. Медуза Горгона одним своим взглядом превращала людей в камень. Блоху подковать. Это значит искусно выполнить самую замысловатую, особо тонкую работу. Тульский умелец Левша подковал блоху золотыми подковками, а ведь это очень сложная работа!

Крокодиловы слёзы – фальшивые, притворные слёзы. Раньше считалось, что крокодил плачет перед тем, как съесть жертву. Бред сивой кобылы. Этот фразеологизм употребляют для обозначения сущей чепухи, которую несёт кто-нибудь. Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела! Фразеологизм сложился из ответа старожилов одной немецкой деревни на вопрос туристов: где похоронена собака рыцаря XVIв. Сигизмунда Альтенштайга. Он поставил памятник своей собаке, спасшей ему жизнь. Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же. Вороны накаркали. Это выражение означает: накликать беду, что-нибудь плохое. Издавна вороньё считалось дурным предзна- менованием, т.к. ворон предвещал смерть.

Задание3. «Вот так Шурик!» Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему всё нипочём. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. - Нет, мать,- заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…

Нам пришлось долго посидеть с этим заданием, ведь некоторые выражения никогда раньше не встречали. Вот что мы узнали: Считать ворон – отвлекаться, не обращать внимания, думать о своем. Бить баклуши – бездельничать. Баклушами называли деревянные чурочки для вырезания деревянных ложек. Заготовить баклушу считалось пустячным делом, не требующим особого умения. Делать баклуши – символ не дела, а безделья. Гонять лодыря – тоже означает бездельничать, валять дурака.

Палец о палец не ударять – совсем ничего не делать, сидеть сложа руки. Всё нипочём – всё безразлично. Сквозь землю провалиться – пропасть, бесследно потеряться. Мучили угрызения совести – т.е. человек испытывал стыд от того, что совершил плохой поступок. И если у него есть совесть, она не даёт ему покоя. Что ни толкуй – что ни говори. В одно ухо влетает, в другое вылетает – услышанное не задерживается в памяти, на него не обращают внимания. От горшка два вершка – очень маленький. Вершок был самой малой мерой измерения на Руси. Он был около четырёх с половиной сантиметров, т.е. таких людей просто не бывает. Коломенская верста – так называют длинных и худых людей. «Верста» - верстовые столбы. Их установили и на дороге между Москвой и селом Коломенским. А были они по тем временам очень высокие.

Как с гуся вода. Это выражение означает, что что-то проходит быстро и бесследно, как с гуся стекает вода, не задерживаясь. Что об стенку горох. Это выражение означает дело бесполезное, безрезультатное. Бросать слова на ветер – говорить зря, необдуманно, без пользы. Сидеть сложа руки – ничего не делать, бездельничать, лодырничать. Всыпать по первое число – т.е. сильно наказать. В старой школе детей пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Задать баню – очень сильно отчитать, отругать кого-нибудь. Снять стружку – критиковать кого-либо, строго отчитывать, ругать. В конце концов – в результате, в итоге, наконец. Показать, где раки зимуют. Ловить раков зимой – дело трудное. На ловлю раков обычно отправляли провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Вот и говорят, когда хотят кого-то серьёзно наказать: «Я тебе покажу, где раки зимуют!»

Задание 4. «Найди пару» Мы подобрали к выражениям фразеологизмы с противоположным значением: За тридевять земельРукой подать Повесить голову Задрать нос С гулькин нос Хоть пруд пруди Выйти из себя Взять себя в руки

Рефлексия. Задания этого этапа были очень нелёгкими, мы много книг и словарей использовали для их выполнения. Труднее всего было выполнить задание «Их знают все», а вот фразеологизмов с животными мы нашли так много, что все использовать было невозможно. И ещё нашим художницам понравилось рисовать картинки к некоторым фразеологизмам. Мы благодарим за интересные задания и ждём следующего этапа!