Разработка урока литературы в 9 классе на тему : ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПОЭМЕ А.С.ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Воскресенская Татьяна Алексеевна Воскресенская Татьяна Алексеевна
ЦЕЛИ УРОКА: 1.Каким предстает Петербург в поэме Пушкина? 2.Каково отношение автора к его героям- Петру I и Евгению? 3.Можно ли оправдать волю самодержца, ведущую к славе и могуществу государства, если она утверждается так страшно и беспощадно?
К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе, да и в сознании общества в целом, Петербург с момента своего возникновения воспринимался не только как конкретный город, как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего.
Для русской литературы тема Петербурга, города, соединившего отсталую Россию с Европой, стала совершенно особой. Вместе с тем в сознании писателей, некоторых видных исторических деятелей Петербург уже на рубеже XVIII XIX веков был показателем противоречий исторического развития страны.
Каким предстаёт Петербург в поэме А.С.Пушкина Медный всадник.
В 1833 году в Болдине Пушкин написал поэму «Медный всадник», одно из самых загадочных произведений русской литературы. В ней поэт по-новому решает тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт. В 1833 году в Болдине Пушкин написал поэму «Медный всадник», одно из самых загадочных произведений русской литературы. В ней поэт по-новому решает тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт.
Поэма «Медный всадник» начинается кратким, но знаменательным описанием Петра в один из высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы. Пушкин рисует светлые картины северной столицы, гордо и непоколебимо стоящей при море, как непоколебимо стоит Россия. Поэма «Медный всадник» начинается кратким, но знаменательным описанием Петра в один из высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы. Пушкин рисует светлые картины северной столицы, гордо и непоколебимо стоящей при море, как непоколебимо стоит Россия.
Поэт начинает с рассказа о Петербурге белых ночей. Прекрасны не только его архитектура, Нева но и природа, которая, как и город, созданный людьми и для людей, благоприятствует творчеству. При этом Пушкин открыто выражает свое чувство восхищения великим городом России. И это чувство, определяя все краски рисуемой картины, подчеркнуто повторением слова «люблю».
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный... Прозрачный сумрак, блеск безлунный... Традиционно поэма определяется как «гимн» Петру, своего рода Петриада. Потому и «Вступление», посвященное торжественному описанию столицы, толкуется как прославление дел и личности Петра
Однако уже в финале «Вступления»звучит тревога. Поэт предупреждает читателя : «Печален будет мой рассказ».И начинается новая тема Петербурга. Прошло сто лет с той поры,как началось строительство новой столицы. Столько же складывался политический режим,жертвой которого стал главный герой поэмы Евгений,бедный чиновник,мечтающий о скромном счастье с любимой Парашей. Но жизнь разбивает эту мечту.
Буйство Невы принесло горе тысячам бедняков столицы. Это стихийное бедствие волею истории оказалось связанным с деятельностью Петра I. Частный случай гибель Параши приобрел обобщенный характер. Буйство Невы принесло горе тысячам бедняков столицы. Это стихийное бедствие волею истории оказалось связанным с деятельностью Петра I. Частный случай гибель Параши приобрел обобщенный характер.
Оказавшись «на площади Петровой», Евгений думал не о себе о судьбе Параши. И именно в этот момент грозная стихия природы соотносится поэтом со стихией самовластия. Евгений, плененный Невою,...как будто околдован,...как будто околдован, Как будто к мрамору прикован, Как будто к мрамору прикован, Сойти не может! Вкруг него Сойти не может! Вкруг него Вода и больше ничего! Вода и больше ничего! И, обращен к нему спиною, И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне. Кумир на бронзовом коне.
Но какая связь между «кумиром» и бедствием столицы? Несчастье помутило разум Евгения. Он не мог вернуться в привычный мир. Петербург,страшный во время наводнений, оправляется от набегов Невы, но он стал жестоким и бессердечным обидчиком для Евгения. Город-обидчик,город- оплот самовластия.
...И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне. Сидел на бронзовом коне. Евгений вздрогнул. Евгений вздрогнул. Прояснились Прояснились В нем страшно мысли. В нем страшно мысли. Он узнал Он узнал И место, где потоп играл, И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Где волны хищные толпились, Бунтуя злобно вкруг него, Бунтуя злобно вкруг него, И львов, и площадь, и того, И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Того, чьей волей роковой Под морем город основался... Под морем город основался...
Необузданная, беззаконная стихия и роковая воля самовластия, оказавшись силами взаимосвязанными, явились причиной и несчастья города и прояснения мыслей Евгения. Ничтожный перед «горделивым истуканом» в обычной жизни, Евгений, когда «прояснились в нем страшно мысли», в нравственном, в общечеловеческом смысле становится равен ему.
В пушкинской поэме «правда» чудотворного строителя, преобразователя России, и «правда» Евгения, страдающего человека, сосуществуют в трагическом противостоянии.
Сделаем выводы: 1.Каково отношения автора к героям :Петру I и Евгению? 2.Сравним мечты и деяния царя с мечтами и жизнью «маленького человека». 3.Оправданы ли с исторической точки зрения замыслы и свершения Петра I? 4.Имеет ли право Евгений на своё маленькое человеческой счастье? 5.Почему поэт сводит великого преобразователя России и ничем ни примечательного чиновника?
Заключение ПетрI велик в государственных замыслах и жесток в отношение к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви, принижен своим жизненным положением и возвышён мечтами, жалок в своем безумии и высок в своей способности протестовать.
Домашнее задание Какие детали, картины наводнения вас поразили? К каким художественным средствам прибегает автор, рисуя картину стихии?