Использование интерактивных методов по взаимодействию с родителями учащихся
Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников; ассистентов, помощников; экспертов; экспертов; консультантов; консультантов; организаторов организаторов
Формы взаимодействия с семьей, родителями Управляющий Совет Классные родительские комитеты Родительские собрания Индивидуальные и групповые встречи Дни семьи (1-11 кл.) Дни открытых дверей Праздники Конкурсные и игровые программы Культпоходы, турпоходы, экскурсии Выставки декоративно-прикладного творчества Книжные выставки Сотрудничество с ОУ среднего и высшего профессионального обучения Консультации психолога, мед. работников, сотрудников правоохранительных органов Заключение родительских договоров-соглашений
«Я слышу и забываю, «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю»
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач интерактивные методы ставят родителей в активную позицию; интерактивные методы ставят родителей в активную позицию; интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания; интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания; их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами; их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами; интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию; интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию; применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей
Подготовка к применению интерактивных методов на родительском собрании обеспечить безопасность участников; обеспечить безопасность участников; заинтересовать родителей; заинтересовать родителей; организовать пространство; организовать пространство; предупредить родителей заранее; предупредить родителей заранее; выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия
Анкета «Мой ребёнок» 1.Когда он родился, то ……… 2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ….. 3.О здоровье можно сказать следующее ……. 4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы …….. 5.Его отношение к школе было ……. 6.Трудности воспитания связаны с ……. 7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ….
Нетрадиционные формы работы с родителями тематические консультации тематические консультации родительские чтения родительские чтения родительские вечера родительские вечера
Тематические консультации Ребёнок не хочет учиться. Ребёнок не хочет учиться. Как развить плохую память ребёнка. Как развить плохую память ребёнка. Единственный ребёнок в семье. Единственный ребёнок в семье. К чему может привести тревожность детей. К чему может привести тревожность детей. Талантливый ребёнок в семье. Талантливый ребёнок в семье.
Этапы проведения родительских чтений на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии; на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии; учитель собирает и анализирует информацию; учитель собирает и анализирует информацию; определяется список литературы по данному вопросу; определяется список литературы по данному вопросу; изучение литературы родителями; изучение литературы родителями; изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях
Примерная тематика родительских чтений Первый год ребёнка, каким он был. Первый год ребёнка, каким он был. Каким я вижу будущее своего ребёнка. Каким я вижу будущее своего ребёнка. Друзья моего ребёнка. Друзья моего ребёнка. Праздники нашей семьи. Праздники нашей семьи.
доброжелательность и уважение к родителям и их детям; доброжелательность и уважение к родителям и их детям; обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности; обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности; мотивирование родителей к взаимодействию с педагогами различными способами; мотивирование родителей к взаимодействию с педагогами различными способами; системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей; системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей; приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов
анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах; анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах; консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей; консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей; информационно-просветительская и развивающая работа через проблемные тематические выступления и психолого-педагогический всеобуч родителей информационно-просветительская и развивающая работа через проблемные тематические выступления и психолого-педагогический всеобуч родителей
Цель праздников: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализацию способностей и интересов детей в различных видах деятельности Цель праздников: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализацию способностей и интересов детей в различных видах деятельности
Результаты работы повысилась активность родителей; повысилась активность родителей; у родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников; у родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников; у детей формируется понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка; у детей формируется понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка; реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!); реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!); овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса; овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса; повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы; повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы; развитие социального интеллекта; развитие социального интеллекта; динамика личностного роста обучающихся; динамика личностного роста обучающихся; формирование социально-активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, города. формирование социально-активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, города.
Профилактика и коррекция неуспеваемости учеников лекция – диалог, беседа; дискуссия – "круглый стол; исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации; психологические тренинги, игры; диагностика, рефлексия; активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления; лекция – диалог, беседа; дискуссия – "круглый стол; исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации; психологические тренинги, игры; диагностика, рефлексия; активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления; консультирование семей; консультирование семей; информационно-просветительская и развивающая работа; информационно-просветительская и развивающая работа; индивидуальные собеседования; индивидуальные собеседования; пресс – конференция с родителями; пресс – конференция с родителями; привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность; привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность; изучение семей изучение семей
изучение родителями Устава школы и «Закона об образовании» с целью знакомства с обязанностями родителей и об их ответственности за обязательное получение общего образования их детей; изучение родителями Устава школы и «Закона об образовании» с целью знакомства с обязанностями родителей и об их ответственности за обязательное получение общего образования их детей; правовые лектории; правовые лектории; вручение родителям памяток - напоминаний «Как правильно выполнить домашнее задание», «Как выучить стихотворение» и т.д.; вручение родителям памяток - напоминаний «Как правильно выполнить домашнее задание», «Как выучить стихотворение» и т.д.; совместное выполнение домашних заданий: учитель – родитель – ученик; совместное выполнение домашних заданий: учитель – родитель – ученик; индивидуальные консультации: учитель – родитель по ликвидации пробелов знаний; индивидуальные консультации: учитель – родитель по ликвидации пробелов знаний; рейды родительского актива рейды родительского актива