Новая школа: от тактики выживания к стратегии развития МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба 16 сентября 2010г. Зам. директора по УВР Костарева Л.П.
В начале XXI века ЮНЕСКО сформулированы фундаментальные цели образования: научить получать знания (учиться учиться); научить работать и зарабатывать(учиться для труда); научить жить (учиться для бытия); научить жить вместе (учиться для совместной деятельности).
В соответствии с пониманием фундаментальных образовательных целей на рубеже веков появилась новая концептуальная линия российского образования - компетентностный подход. С позиций этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетенций обучающихся.
О сущности компетентностного подхода «Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность». (И.Фрумина) «Компетентностный подход – обобщённое условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций». ( (В.Болотов) «Компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность возникла». (В.Башев)
Возникновение нового подхода вызвано появлением новых общественных условий ; неудовлетворённостью результатами школьного обучения в части функциональной грамотности выпускников, их способности ориентироваться и адаптироваться в современной жизни ; желанием преодолеть оторванность школьного образования от жизни.
Что такое «ключевые компетенции»? Ключевые компетенции – сочетание умений, готовностей, ценностей, мотиваций, которое даёт ключ к успешности в жизни. Ключевые компетенции = элементарные компетенции для жизни + общеучебные умения и навыки + специальные умения и навыки + ценности
Чем ключевые компетенции отличаются от общеучебных умений и навыков? Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний на основе уже имеющихся знаний и жизненного опыта сходстваразличия 1.Востребованы при изучении всех предметов; 2.Не формируются средствами одного предмета; 3.Педагогические задачи не столько обучающие, сколько развивающие. ОУУН охватывают только учебную деятельность, а ключевые компетенции - все виды деятельности, в том числе и внеурочную, внешкольную.
Общеучебные умения ИнформационныеИнтеллектуальныеОрганизационныеКоммуникативные работать с учебником анализцелеполаганиеучаствовать в беседе работать с текстомсинтезпланированиеставить вопросы работать с дополнительной литературой обобщение, прогнозирование самоконтрольвести диалог работать со справочной литературой классификацияработа в определённом темпе участвовать в дискуссии составлять план, тезисы генерализациясамокоррекциярецензировать ответы выделять главноесравнениесамоанализстроить рассказ работать с таблицами мысленное моделирование осуществлять взаимоконтроль составлять конспект рефлексия объяснять
Какие изменения в организации современного урока диктует новый подход? Каждый урок имеет конкретную цель, которая формулируется для учащихся в виде сложноподчинённого предложения с придаточным цели; при проектировании урока планируется прежде всего деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений; каждый урок должен иметь конкретный результат для учащегося; определить наличие такого результата позволяет постоянная рефлексия.
Традиционная дидактика Деятельность учителяДеятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика Реализация компетентностного подхода возможна при условии использования активных педагогических технологий
Технология критического мышления Технологические этапы 1 стадия2 стадия3 стадия ВызовОсмыслениеРефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Инсерт – методика маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации «V» – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы.
Критическое мышление Инсерт : При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу : В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем. «V»«V»«+»«-»«?» Уже зналновоеДумал иначеЕсть вопросы, не понял
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Беспощаден кто-то к человеку? (По рассказу И.Бунина «Роман горбуна») Чем мне понравилось и запомнился рассказ Л.Петрушевской «Как ангел»? Страна по имени… (По рассказу Л.Петрушевской «Страна») Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Эссе, сочинение-рассуждение
Алгоритм написания синквейна Синквейн
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать... Мне больше всего удалось... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за... Меня удивило… Для меня было открытием то, что... На мой взгляд, не удалось…,потому что… На будущее я учту… Памятка – рефлексия урока
Что развивает технология «дебаты»? Логическое и критическое мышление; Навык в организации своих мыслей; Навык устной речи; Эмпатию и терпимость к различным взглядам; Уверенность в себе; Способность работать в команде; Способность с концентрироваться на сути проблемы; Приобретается навык публичного выступления; Способность успешно вести переговоры и спорить
Схема проведения дебатов Схема проведения дебатов: Работа в группе – 15 мин. Выступление представителей 1 группы: –конструктивная речь - 5 мин. –перекрестные вопросы из аудитории и ответы на них – 4 мин. –заключительный спич – 1 мин. Выступление представителей 2 группы. Судейство – 5 мин. Подведение итогов – 5 мин.
Этапы действий внутри группы: Обсудить предложенную тему: сформировать список дефиниций, аргументов (7-10) с выделением (1-2) первостепенных и выводом- 10 минут; отбор спикеров для участия в дебатах (2 человека), подготовка их выступления – 5 мин.
Алгоритм выступления группы: Приветствие слушателей; Представление команды и самого себя; Вступление (обоснование актуальности темы); Определение понятий (дефиниций) темы; Аргументация; Ответы на вопросы; Заключение; Благодарность за внимание.
Метод case-study используется как современная технология профессионально - ориентированного обучения, анализ конкретных учебных ситуаций (case study) метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях : выявление, отбор и решение проблем ; работа с информацией осмысление значения деталей, описанных в ситуации ; анализ и синтез информации и аргументов ; работа с предположениями и заключениями ; оценка альтернатив ; принятие решений ; слушание и понимание других людей навыки групповой работы. Метод кейсов (case study)
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе развивающее обучение; проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; игровые технологии; диалог культур; информационно- коммуникативные технологии; дидактическая многомерная технология; групповые технологии; КСО компетентностный подход; деятельностный подход; личностно-ориентированный подход Организационные формы: учебная исследовательская деятельность; изготовление учебных продуктов; работа в системе погружения; работа по индивидуальному учебному плану
уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Выпускник XXI века должен :