Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Ершова Саратовской области» "Дополнительное образование учащихся – одна из форм социализации и развития ключевых компетенций« Г.Н. Лепехин Директор МОУ СОШ 1 г. Ершова
Дополнительное образование детей Дополнительное образование детей – это совокупность познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности. В основе этой деятельности лежат любознательность и природосообразность, увлеченность свободным творчеством и интерес к человеку, стремление к мастерству и поиск ответов: с кем и что делать по пути достижения смысла жизни.
Дополнительное образование детей Совокупность деятельности познавательнойисполнительной творческойкоммуникативной
Дополнительное образование детей В основе деятельности любознательностьПриродосо- образность творчествоинтересмастерство поиск ответов
Компетенция готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Ключевые компетенции компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях.
Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса. Будучи слабоуспевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.
Что и как должен продемонстрировать учащийся по окончании получения дополнительного образования? Классический «знаниевый подход» Традиционный «зуновский» подход Инновационный «компетентностный» подход Учащийся должен показать владение знаниями… Учащийся должен показать владение умениями и навыками… Учащийся должен продемонстрировать готовность использовать полученные знания и умения в прежде не знакомой жизненной ситуации… …например, ответить на ряд вопросов … …например, написать изложение, сочинение, решить задачу, выполнить опыт… …например, выполнить ранее не встречавшуюся задачу, реализовать и защитить исследовательский или практико- ориентированный проект, представить портфолио достижений… …например, дать развёрнутый ответ на вопрос: «Жёсткость воды и пути её устранения» …например, продемонстрировать опыт, иллюстрирующий взаимодействие жёсткой воды с моющими средствами …например, предложить и продемонстрировать на практике несколько альтернативных способов решения проблемы стирки белья в условиях местности с очень высокой степенью жёсткости воды
Организация внеурочной деятельности МОУ СОШ 1 г. Ершова в 2010 – 2011 учебном году Развитию социализации и ключевых компетенций, становлению личности ученика способствует организованная внеучебная деятельность учащихся, которая предоставляет учащимся широкое поле деятельности для формирования ключевых компетенций:
Компетенции Общекультурная компетенция Информационно- математическое «Занимательная математика» Гуманитарное «Занимательный русский язык» Мифология Направление Объединения
Компетенции Социально- трудовая компетенция Прикладное «Маленький мастер» «Резьба по дереву»Объединения Направление
Компетенции Коммуникативная компетенция Социально- педагогическое «Клуб юных журналистов Объединения Направление
Компетенции Компетенция в сфере личностного самоопределения Краеведческое «Школьный исторический музей» Социально- педагогическое «Юные инспектора дорожного движения» «Юный пожарный» «Юные помощники милиции» Направления Объединения
Компетенции Компетенция в сфере личностного самоопределения Туристско- краеведческое Клуб «Туристы XXI века» Физкультурно- спортивное Футбол «Лёгкая атлетика» ОФП Направления Объединения
Компетенции Компетенция в сфере личностного самоопределения Художественно- эстетическое Объединения Танцевальная студия Вокальная студия Эколого- биологическое «Юный эколог» Направления
Одним из ресурсов компетентностного подхода является не декларативно, а практически обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда один и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.