Академическая мобильность и качество образования Академическая мобильность и качество образования «Возможности человека не измерены до сих пор. Судить о них по предыдущему опыту мы не можем человек еще так мало дерзал» (Торо Генри Дэвид, американский писатель, мыслитель, общественный деятель)
«Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него» (А. Дюрер ( ), немецкий живописец, один из величайших мастеров западноевропейского искусства)
После обретения независимости Казахстана большое внимание уделяется развитию образования, а также вовлечения национальной модели образования в международное образовательное пространство. Казахстан очень быстро развивается в этой области и следует отметить, что решающую роль в конкурентоспособности нашей страны играет человеческий капитал, который напрямую зависит от качества полученного образования. Поэтому в послании президента главным вектором развития страны была определена социально-экономическая модернизация, которая предусматривает различные направления.
Глобализация – ключевая реальность XXI века, которая глубоко затронула образование. Болонский процесс и Лиссабонская конвенция стали яркими примерами международного сотрудничества, и уже 47 стран, в числе которых Республика Казахстан, присоединились к Болонскому процессу, результатом которого стало создание единой Европейской зоны высшего образования. Главная цель, ради которой осуществляется вхождение нашей страны в международное образовательное пространство, – сделать высшее образование адекватным мировым стандартам, что позволит улучшить качество подготовки специалистов для посткризисного развития экономики. Присоединение к Болонскому процессу имеет большие преимущества для высшей школы – признание отечественных квалификаций, ступеней (уровней) и академических степеней, конвертируемость казахстанских дипломов о высшем образовании в Европейском регионе и право выпускников на трудоустройство в любой стране, обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей, широкие возможности вузов в реализации программ двудипломного образования.
Одним из международных проектов является реализация программы двудипломного образования. При этом совместно с зарубежными университетами решается задача конвертируемости казахстанских дипломов о высшем образовании, их признания на международном уровне, вовлечения отечественных университетов в международные рейтинги. Поскольку обмен студентами – неотъемлемая часть программ по установлению международных связей большинства университетов мира, то необычайную актуальность приобретает вопрос разработки эффективной системы кредитного обмена для обеспечения объективных критериев измерения и сравнения учебных достижений при переходе студента из одного вуза в другой. Мы приступили к разработке казахстанской системы перевода зачетных баллов по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных баллов. В общем, произошла перестройка всей системы высшего образования, более того, сформировалось соответствующее мировоззрение студентов и преподавателей. Таким образом, наша страна делом доказывает, что казахстанская высшая школа уже успешно работает по принципам Болонского процесса. Это подтверждает подписание Казахстаном Болонской декларации, а также единогласное голосование участников Второго международного форума министров образования европейских стран в Будапеште за вхождение нашей страны полноправным членом в Болонский процесс.
Академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе. Академическая мобильность студентов, преподавателей и сотрудников является одним из основных принципов Болонской Декларации и одним из важных направлений деятельности современного учебного заведения. Она призвана способствовать улучшению качества высшего образования, повышению эффективности научных исследований, установлению внешних и внутренних интеграционных связей, использованию мировых образовательных ресурсов.
Положение о важности академической мобильности всегда присутствует в болонских документах. Болонская декларация так формулирует задачи в данной области: «Способствовать мобильности за счет преодоления препятствий, эффективному осуществлению свободы передвижения, уделяя особое внимание: - для студентов - доступу к учебным заведениям и соответствующим услугам; - для преподавателей, исследователей и административного персонала - признанию и подтверждению периодов, проведенных в европейских странах, в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав.
В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под горизонтальной – обучение там в течение ограниченного периода (семестра,учебного года). Главная цель мобильности - дать студенту возможность получить разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы.
Академическая мобильность отличается от традиционных зарубежных стажировок прежде всего тем, что, во-первых, студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки - от семестра до учебного года, и, во- вторых, во время таких стажировок они учатся полноценно, не только изучают язык и ознакомительно отдельные дисциплины, а проходят полный семестровый или годичный курс, который им засчитывается по возвращении в базовый вуз. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном. Ценность такого рода контактов и обменов трудно переоценить, особенно в условиях малой доступности современной литературы, нередко ограниченности и устарелости лабораторной базы, как это имеет место во многих вузах Казахстана.
Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Это способствует укреплению академической и культурной интернационализации казахстанского высшего и послевузовского образования, улучшению качества образовательных программ и научных исследований. Академическая мобильность важна для личного развития и возможности трудоустройства, и она воспитывает уважение к разнообразию и возможности иметь дело с другими культурами. Она стимулирует лингвистический плюрализм и повышает конкурентоспособность высших учебный заведений Академическая мобильность ППС и студентов оказывала и оказывает существенное влияние на их личное и профессиональное развитие. Каждый участник процесса академической мобильности сталкивается с необходимостью решения конкретных внутри-учебных и около-учебных ситуаций, их рефлексии с позиции собственной и «чужой» культуры.
Страны-лидеры по обучению иностранных студентов Бесспорным лидером по количеству иностранных студентов являются США. В 2004/2005 учебном году там обучалось 565 тыс. человек. В 2005/2006 учебном году – 564,7 тыс. человек. В 2006/2007 учебном году это число возросло до 583 тыс. С отрывом примерно в 270 тыс. человек следует Великобритания. Третье место занимает Франция, где данный показатель достигает 263,1 тыс. человек. Затем следует Германия, где численность студентов составила 246 тыс. человек. Далее идут Австралия, численность иностранных студентов которой составила человека, Китай – , Россия – и Япония – В 2007/2008 учебном году общая численность иностранных студентов в странах Лидерах возросла и составила в США 623,8 тыс. человек, увеличившись на 7% по сравнению с прошлым годом. В Великобритании в 2007/2008 учебном году обучалось 341,8 тыс. иностранных граждан, что на 5% превышает показатель предыдущего года. Во Франции данный показатель составлял человек, по сравнению с предыдущим годом численность иностранных студентов сократилась на 0, 95%. В Германии Численность иностранных студентов составила 247,5 тыс. человек, в Китае – 195 тыс., Австралии – 176, 161 тыс. и Япония – 95,421 тыс. человек. Что касается России, то в 2008/2009 учебном году в стране обучалось порядка 120 тыс. иностранных граждан. Данные 2006 года представлены в таблице 1. Интересен тот факт, что с 1999 по 2004 г.в первых шести странах-лидерах темпы роста в три раза превышали темпы роста количества местных студентов (41% и 15% соответственно).
В настоящее время миграция академически ориентированной молодежи становиться центральным звеном мировой системы высшего образования. Количественные показатели развития академической мобильности студентов очень внушительны: за последние сорок лет прирост количества иностранных студентов во всем мире превысил общие темпы расширения сферы высшего образования. За последние 25 лет международная академическая мобильность возросла более чем на 300 % (Bruch & Barty, 1998; UNESCO, 1997). Многие исследователи считают, что этот процесс будет продолжать набирать обороты, даже если годовой прирост студентов постепенно уменьшится. Одной из причин развития академической мобильности студентов является поддержка со стороны различных международных программ: ERASMUS, COMMETT, LINGUA, TEMPUS. Многие страны подписали двусторонние и многосторонние договоры в этой области.
Программа Болашак
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Миссия Подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов фармацевтического и медицинского профиля на основе достижений современной науки и практики, готовых адаптироваться к быстро изменяющимся условиям в фармацевтической промышленности и медицинской отрасли путем непрерывного повышения компетентности и развития творческой инициативы. Видение Эффективная система образования, направленная на формирование здоровой конкурентоспособной нации, улучшение профессионального уровня медицинских и фармацевтических кадров, Соответствующих международным стандартам качества и безопасности.
2009 году ЮКГФА успешно прошла ресертификационный аудит на соответствие требованиям МС ИСО
ЮКГФА аккредитована по науке для участия в конкурсе научной и научно-технической деятельности за счет средств государственного бюджета Республики Казахстан: свидетельство об аккредитации от 22 августа 2011 года, серия МК
U.S.A. U.S.A. Соглашения о сотрудничестве с ведущими медицинскими и фармацевтическими вузами ближнего и дальнего зарубежья (14 договоров)
Инфраструктура ЮКГФА: - учебный клинико-симуляционный центр (УКСЦ) - клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) - компьютерно-тестовый и издательский центр(КТИЦ) - библиотечно-информационный центр (БИЦ) - анатомический музей - спортивно-тренажерный зал - общежитие - спортивно-оздоровительный лагерь - клинические базы в медицинских организациях Управления здравоохранения Южно-Казахстанской области
ЧЕХИЯ, 2011 Магистры 2-го года обучения ЮКГФА в Карловском университете.
Студенты 4-го курса Карагандинского Государственного Медицинского Университета по специальности «Фармация» обучаются в ЮКГФА.
Доцент кафедры технологии лекарств ЮКГФА к.ф.н. Торланова Б.О. в Астраханской государственной медицинской академии.