Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. Российский тренинговый центр Института управления образованием РАО ВЕБИНАР «Самооценка школы: цели, проведение и использование результатов» Самооценка школ в Ярославской области: организация и практика применения 24 мая 2012 года
Почему самооценка? Неадекватность системы оценивания задачам развития и улучшения (российская традиция оценивания – оценка как проверка) Ситуация на дату начала работы – 2005 год: Ситуация на дату начала работы – 2005 год: - Действовавшие процедуры (аттестация, аккредитация школ) устанавливают соответствие/несоответствие государственным требованиям. - В процедурах аккредитации не учитывается мнение потребителей образовательных услуг (родителей, обучающихся) - Оценка как проверка не дает возможности оценить динамику результатов школы - Оценка как проверка не стимулирует школу к улучшениям
Сбалансированная оценка (механизм саморазвития) = самооценка + проверки Выводы строятся на сопоставимых, актуальных, достоверных данных Оценка происходит на основе динамики результатов деятельности школы Процесс сбора и анализа информации о качестве образования является одновременно процессом развития учителя и школы Проверки дополняют самооценку и планирование развития в школах Проверки – важная воздействующая сила для улучшения работы школы Проверки представляют возможность внешним сторонам понять общий уровень результативности школы
Нормативное обеспечение методики самооценки в Ярославской области Письмо Департамента образования Ярославской области от «07» августа 2007 г. 2097/01-10 «О самооценке образовательных учреждений» Приложение к письму департамента образования от Форма отчета о самооценке Приказ департамента образования Ярославской области от / «О внесении изменений в приказ департамента образования Ярославской области от /01-03 Приказ департамента образования Ярославской области от г /121 «Об итогах аттестации педагогических и руководящих работников на высшую (первую) квалификационную категорию в феврале – марте 2007/2008 учебного года» Приложение 5 к приказу департамента образования Ярославской области от /121
Методическое и кадровое обеспечение Руководство по формированию отчета о самооценке общеобразовательного учреждения Обучение директоров ОУ (тотально на момент введения отчета о самооценке в качестве аккредитационного показателя + текущее обучения по потребности (модуль 36 ч.: методика самооценки, мониторинг и образовательная статистика) Институт муниципальных кураторов по самооценке (специалисты МОУО) - постоянно действующий семинар Консультирование административных команд ОУ
Схема работы с отчетами о самооценке ОУ ОУ (самооценка) Департамент образования Ярославской области Муниципальный орган управления образованием Отчет о самооце нке Инспектирование Центр оценки и контроля качества образования Аккредитация Анализ отчета Ежегодно
Для чего нужна самооценка самому образовательному учреждению? Самооценка Анализ Планирование Публичный отчет директора Отчет учредителю Информирование общественности
На какие вопросы позволяет ответить применение механизмов самооценки? Где мы будем? - прогноз Туда ли мы идем? – анализ тенденций Как далеки мы от идеала? – оценка средних, отклонений Насколько мы лучше / хуже других? – сопоставительный анализ и рейтинги В чем наши проблемы?
Отчет о самооценке Цель проведения самооценки: Получить представление о результатах и процессах в образовательном учреждении на основе самооценки Кто заполняет форму отчета? Руководитель образовательного учреждения (несет ответственность за достоверность и качество информации, содержащейся в отчете) Для проведения самооценки руководитель должен привлекать персонал своего учреждения
Основные требования к отчету: 1. Выводы необходимо доказательно обосновать 2. Фокус описания и оценивания – как это влияет на результаты учеников 3. Краткость (объем 10 стр.; не включать очевидно доступные данные) 4. Шкала самооценки от 1 (очень мало) до 4 (превосходно)
Структура отчета о самооценке: вопросов Внутри каждого вопроса – 4 части 1.Оценка в баллах от 1 до 4 2.Почему Вы так считаете? 3.Что наиболее улучшилось? 4.Что необходимо улучшать и какие действия для этого надо предпринять?
Раздел а. Ключевые характеристики и основные показатели ОУ 1 б. Насколько в целом эффективно ОУ? 1 в. Как оценивается улучшение ОУ за последние 3 года?
Вопросы Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? 3. Каково отношение к обучающимся? Как развивают их персональные качества? 4. Насколько эффективно преподавание в ОУ? 5. Насколько эффективна система мониторинга в ОУ? 6. Насколько хорошо образовательная программа ОУ отвечает потребностям обучающихся?
Вопросы Насколько материальная база, ресурсы, информационно-техническое обеспечение ОУ отвечают требованиям нормативно-правовой документации и реализуемых программ? 8. Насколько обучающимся безопасно в ОУ? Насколько о них хорошо заботятся и поддерживают? 9. Насколько хорошо ОУ работает в партнерстве с родителями, другими ОУ, сообществом? 10. Каково отношение к ОУ обучающихся, родителей? 11. Насколько эффективно управление ОУ?
2.Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? -Итоговая аттестация -Внешнее независимое оценивание -% выпуска (документы о получении образования) Как это влияет на управление качеством образования: 1.дает возможность оценивать динамику ученика, школы, муниципалитета 2.дает возможность оценивать деятельность учителя или группы учителей 3.По схеме «вход-процесс-выход» дает возможность оценить прирост/улучшение и эффективность деятельности самой школы 4.Обязывает ставить конкретные измеряемые цели и задачи на улучшение, формировать реалистичные планы работы Схема работы по вопросу 2 ВОПРОС2.docx, ВОПРОС2_таблица оценок.docxВОПРОС2.docxВОПРОС2_таблица оценок.docx
Примеры отчетов о самооценке (отчет о результатах самообследования) (самооценка деятельности образовательного учреждения) (самооценка)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Определиться в ситуации – это точно знать, в какую следующую ситуацию вы попадете. Сунь-Цзы трактат «О военном искусстве»