1 Развитие школ в условиях информатизации образования. Программы информатизации школ Коваленко С.К. Национальный фонд подготовки кадров Казань, 28 сентября 2010 г.
Школа в информационном обществе Стремительное развитие информационных технологий в обществе и их все более широкое использование населением Государственная политика России, направленная на развитие электронных услуг и сервисов для населения Общенациональные проекты в сфере образования, связанные с ИКТ: подключение школ к сети Интернет, приобретение лицензионного программного обеспечения, оснащение школ компьютерным оборудованием 2
Различные аспекты информатизации школы От закупки компьютеров к более сложным и многоплановым задачам: Формирование сетевой инфраструктуры школы с выходом в Интернет с каждого школьного компьютера, компьютеризированные рабочие места учителей-предметников Информационные системы управления школой, «электронные» дневники, «электронные» учительские Электронные образовательные ресурсы, коллекции и базы данных учебно-методических материалов Дистанционные формы обучения, сетевые формы обмена педагогическим опытом 3
Программа информатизации школы Программа информатизации становится важнейшим элементом не только внедрения ИКТ, но и в целом успешного развития школы Программа информатизация затрагивает практически все аспекты жизни школы Разработка и внедрение программы информатизации удел не только и не сколько учителя информатики, но целого коллектива – школьной команды 4
Программа информатизации - кто и как создает Разработка программы информатизации - что входит в программу? Этапы разработки - с чего начать? Кто участвует в разработке программы? Как организовать разработку и реализацию программы? 5
Программа информатизации Главный вопрос, на который должна ответить программа: Что необходимо сделать, чтобы… Программа всегда составляется не от нынешнего момента вперед, а наоборот, от завтрашнего дня, от образа потребного будущего к сегодняшней, наличной ситуации. В этом главное отличие программы от плана мероприятий. Программа должна опираться на анализ реальной ситуации 6
Разработка программы С чего начинать? В какой последовательности двигаться? На что обращать внимание в первую очередь? Каковы критерии реальности программы? Каковы риски? Что необходимо проверить, учесть при составлении программы? 7
Перед тем, как начать Действительно ли, образовательные цели, положенные в основание программы предельно ясны? Существует ли школьная политика по отношению к ИКТ? Отражены ли ИКТ в учебном плане и документах определяющих политику школы? Каков текущий уровень использования ИКТ учениками и учителями? Достаточно ли сотрудников интересующихся ИКТ и уже активно использующих их в преподавании? Как организована помощь и техническая поддержка? Каково отношение сотрудников к инновациям в учебных программах и к базирующимся на технологии подходам по улучшению обучения? 8
Что входит в программу информатизации? Цель (цели) Анализ реальной ситуации Задачи Проекты и их исполнители, ресурсы План реализации Результаты программы 9
Цели Цели должны быть Точными, Измеримыми, Достижимыми, Реалистичными, Своевременными Цели могут, например, определять: новое качество предоставляемых школой образовательных услуг; новые образовательные результаты новую номенклатуру предоставляемых услуг; новые условия обучения школьников; изменение технической оснащенности и т.д. Цели должны быть понятны и близки всем участникам программы 10
Анализ реальной ситуации Постановка цели программы всегда связана с анализом реальной ситуации в реальной организации. Анализ ситуации может предварять в программе постановку цели, а может остаться за рамками программы (текста). Но работа по анализу ситуации обязательно должна быть проведена. Анализ ситуации включает в себя и анализ ресурсов, как материальных, так и кадровых. Инструментом анализа может стать заполнение анкеты информатизации ОУ. 11
Задачи Задачи – следующий за целью блок программы. Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи. Цели и задачи должны быть согласованы 12
Пример цели и задач Цель: Переход на электронный документооборот Задачи: разработка регламентов и процедур внедрения разработка политики информационной безопасности создание необходимой сетевой инфраструктуры анализ и выбор необходимого программного обеспечения обучение персонала развертывание и проведение опытной эксплуатации системы 13
Проекты, исполнители, ресурсы После определения целей и задач определяется как, кем и с помощью каких ресурсов задача будет выполнена Проект – способ реализации задачи, увязки в единую логическую цепочку материальных и финансовых ресурсов, определение конкретных действий для выполнения поставленной задачи Каждый проект имеет свой конкретный результат, но все проекты в рамках программы должны быть взаимоувязаны 14
Проекты и их исполнители Проект всегда имеет цель (перевод слова «проект» - брошенный вперед). В отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее Проект обязательно ограничен во времени. Про проект всегда понятно, сколько времени он будет реализовываться Проект нацелен, как и вся программа в целом, на достижение конкретного результата. Цель проекта и его результат – взаимосвязанные и отражающие друг друга элементы. Определяя проект, также лучше двигаться от результата к цели 15
План реализации Обычно программа информатизации школы готовится на несколько лет План должен разбиваться на этапы, длительность этапа желательно ограничивать одним годом По результатам реализации программы за год подводятся промежуточные итоги и вносятся корректировки в программу 16
Результаты программы Результат определяет цель программы Цель и результат взаимоувязаны, формулируя цель, необходимо сразу же определить круг возможных результатов Результаты должны быть конкретны и четко сформулированы, чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее всем участникам становится цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться Результаты должны быть измеряемыми 17
Результаты программы информатизации Результат(ы) программы отвечает на вопрос: что конкретно изменится на уровне данного образовательного учреждения по завершении программы Цель программы и ее результат – взаимосвязаны Результаты должны быть конкретны и четко сформулированы, чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее всем участникам становится цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться Результаты должны быть измеряемыми 18
Соотношение целей и результатов Цель: Повысить качество образования в ОУ Результаты: Использовать информационные технологии при обучении по физике и математике Добиться базового уровня ИКТ-компетентности школьников по окончании 9 класса. Пример правильного соотношения целей и результатов 19
Соотношения целей и результатов Цель: Повысить качество образования в ОУ Результаты: Использование проектной деятельности школьников на уроках физики; Использование компьютерного тестирования на уроках физики. Пример не очень удачного соотношения целей и результатов 20
Факторы успешной реализации ИКТ наиболее успешно реализуются в учреждениях где: ИКТ в целом интегрированы со схемой работы школы учителя имеют ясное понимание потенциальных возможностей технологии учителя убеждены в прогрессе учителя активно работали над схемой использования ИКТ в классе и учебном плане потрачено время на консультирование с сотрудниками, учениками, родителями и властями, для уверенности, что цели соответствуют потребностям и приоритетам есть реальный план обновления и замены оборудования 21
Кто разрабатывает программу информатизации? Разработка программы информатизации – не удел одного учителя информатики, она создается ШКОЛЬНОЙ КОМАНДОЙ Школьная команда – состав 5-6 человек, включая директора или завуча, учителя информатики, «продвинутых» в ИКТ учителей-предметников Школьная команда не только создает программу информатизации, но и осуществляет реальные действия по достижению результатов 22
Школьная команда Школьная команда должна иметь: Знания о технических проблемах связанных с введением в использование ИКТ Широкое видение учебного плана Хорошее знакомство с другими сотрудниками школы Способность создавать эффективное трудовое партнерство с внешними организациями и субъектами Мощную поддержку, и доверие со стороны команды главных управленцев Соответствующую профессиональную подготовку, позволяющую им выполнить (завершить) требуемые работы Умение и возможности организовать необходимое обучение и поддержку, позволяющие реализовать ИКТ эффективно Власть, чтобы делегировать ежедневную техническую поддержку другим 23
Организация процесса создания программ информатизации Разработка методических рекомендаций для администраторов и педагогов школ по подготовке программ информатизации Обучение методистов информационных методических центров (ИМЦ) Создание в школах школьных команд Анкетирование школ – анализ уровня информатизации Плотная работа методистов ИМЦ со школьными командами по разработке ПИШ 24