Режим дня в жизни школьника Зимудра Наталья Александровна, учитель 1 «Б» класса МОУ «ООШ 16»
Задачи собрания: Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня
«Посеешь поступок – пожнёшь привычку, «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». посеешь характер – пожнёшь судьбу».
«Опять про режим! Неужели это так важно?» ДА! ДА! Если взрослый человек может справляться с отрицательными последствиями нарушений режима дня, не замечая длительное время ухудшений своего здоровья, то дети реагируют на все отклонения от режима значительно острее, и чем младше ребёнок, тем необходимее для него выполнять требования режима, т.е. здорового образа жизни.
Статистика актуальности темы: Лишь 20-25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе Лишь 20-25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе К концу первой четверти худеют 30% учащихся- первоклассников. К концу первой четверти худеют 30% учащихся- первоклассников. 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться
Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости
Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса Соблюдают режим дня всего 15 % младших школьников Соблюдают режим дня всего 15 % младших школьников
Что входит в понятие режим? Это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, установление оптимальных норм продолжительности деятельности и отдыха для школьников разного возраста, средство выработки у ребёнка привычки распоряжаться своим временем, умения избирать для себя наиболее Это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, установление оптимальных норм продолжительности деятельности и отдыха для школьников разного возраста, средство выработки у ребёнка привычки распоряжаться своим временем, умения избирать для себя наиболее приемлемый ритм жизни приемлемый ритм жизни и труда, потребности и труда, потребности заполнять своё время заполнять своё время полезной деятельностью. полезной деятельностью.
Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел». Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел».
Режим дня школьника ПитаниеСонУчёба Двигательная активность Занятия по интересам
Любое нарушение режима: Нерегулярный приём пищи Нерегулярный приём пищи Сокращение времени сна, прогулок Сокращение времени сна, прогулок Выполнение домашних заданий в вечернее время т.п. Выполнение домашних заданий в вечернее время т.п. может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма
Утренняя зарядка Помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Физиологические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, Помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Физиологические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те, которые чем те, которые пренебрегают ею. пренебрегают ею.
Питание Питание Перед школой – горячий завтрак ( не стоит надеяться, что ребёнок поест в школе ) После школы – непременно пообедать!
Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах. Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах.
Учёба в школе Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности ребёнка, а затем отмечается её спад. Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности ребёнка, а затем отмечается её спад.
Оптимальное время для дополнительных занятий является с до часов Оптимальное время для дополнительных занятий является с до часов
Двигательная активность
Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ. Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ.
Сон Для ребёнка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон). Для ребёнка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон).
Гигиенические правила перед сном Не играть в шумные и азартные игры Не играть в шумные и азартные игры Не заниматься спортом Не заниматься спортом Не смотреть «страшные» фильмы Не смотреть «страшные» фильмы Важно, чтобы время, когда ребёнок ложится спать, Важно, чтобы время, когда ребёнок ложится спать, не зависело от каких-либо внешних причин, его желания или нежелания, а всегда было одним и тем же. Постоянство в соблюдении отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху ребёнка
Занятия по интересам
Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников – 37, 5% заканчивает учебный день признаками сильного и выраженного переутомления. Ещё больше детей – от 68% до 75%, у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляются в нервозностях. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников – 37, 5% заканчивает учебный день признаками сильного и выраженного переутомления. Ещё больше детей – от 68% до 75%, у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляются в нервозностях. Вывод : учёбу надо чередовать с полноценным отдыхом.
Примерный вариант режима дня первоклассника Подъём7.00 Зарядка, умывание, уборка постели 7.00 – 7.20 Завтрак 7.20 – 7.35 Дорога в школу 7.35 – 7.50 Занятия в школе 8.00 – Прогулка на свежем воздухе – 14.30
Обед, отдых, помощь по дому – Дополнительные занятия – Свободное время – Ужин – Занятия по интересам – Личная гигиена, отход ко сну – 21.00