Согласно документам, в октябре 1941 года, когда гитлеровцы яростно рвались к нашей столице. Космодемьянская закончила Центральную разведывательно-диверсионную школу и добровольно вступила в истребительный партизанский отряд.
Свою последнюю задачу ее отряд выполнял в деревне Петрищево Верейского района Московской области – здесь Зоя и ее товарищи Борис Крайнев и Василий Клубков вели наблюдение за немцами и готовились к поджогу домов, в которых захватчики расположились на ночлег.
Рассредоточившись по деревне, партизаны осуществили задуманное. Но напуганные неожиданной вылазкой диверсантов нацисты успели выбежать из горящих домов. О дальнейшем развитии событий известно, что Крайнев не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и, уйдя, благополучно вернулся к своим. Клубков был схвачен немцами, а Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако и немцы, и местные жители уже были настороже, причём фашисты выставили охрану из нескольких петрищевских мужчин.
Зоя была замечена при попытке поджечь сарай пособника нацистов С. А. Свиридова – ее увидел сам хозяин постройки и вызвал нацистов. За поимку партизанки Свиридов был награждён немцами бутылкой водки, а впоследствии, уже нашим судом, приговорён к расстрелу.
Когда стало уже известно о пленении и гибели Зои, после освобождения частично сожженной разведчиками деревни советской армией, расследование показало, что один из группы, Клубков, оказался предателем. Стенограмма его допроса содержит подробное описание того, что произошло с Зоей:
Начались допросы лазутчицы. Зоя не сказала гитлеровцам ничего определенного, скрыла свое настоящее имя и назвалась "Таней из Москвы". Фашисты раздели девушку, пороли ремнями, после чего приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, на морозе по улице.
Казнь Зои Космодемьянской. Следующим утром состоялась казнь партизанки. Для Зои нацисты соорудили виселицу, а на грудь девушки повесили табличку с надписью "Поджигатель" и начали фотографировать. Перед расправой Космодемьянская крикнула: "Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть – это моё достижение".
Немецкий офицер замахнулся, но Зоя продолжила: "Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен. Советский Союз непобедим и не будет побеждён... Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете – нас 170 миллионов. За меня вам наши товарищи отомстят", – сказала Космодемьянская уже с петлёй на шее.
Ее тело провисело около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Пьяные немецкие солдаты кололи ее штыками… Зое отрезали одну грудь… Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и Зоя была похоронена местными жителями за околицей деревни.
В январе в деревню Петрищево вошли советские войска. История про мужественную девушку потрясла всех. Страна со слезами на глазах читала очерк о Тане. Приехала комиссия и с ней десять женщин - матерей, потерявших на фронте своих дочерей. Никто из них в Тане (была проведена эксгумация) не признал свою дочь.
После войны Зоя Космодемьянская была посмертно удостоенная Звезды Героя Советского Союза и торжественно перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. О судьбе Зои стало широко известно из статьи Петра Лидова "Таня", опубликованной в газете "Правда" 27 января 1942 года. Автор случайно услышал о казни в Петрищеве от свидетеля – пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: "Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…".
Художник: Т. Гапоненко, «После изгнания фашистских оккупантов».