Образование педагога в условиях кризиса. Развитие необходимых компетенций
В условиях кризиса изменяется отношение к школе Школы становятся субъектом рыночных отношений Школы становятся субъектом рыночных отношений Потребителем услуг школы являются родители, которые определяют перечень услуг, требования к педагогам и программам обучения. Потребителем услуг школы являются родители, которые определяют перечень услуг, требования к педагогам и программам обучения.
Родители и ученики выбирают ту школу, которая Обеспечивает качество образования Обеспечивает качество образования Комфортные условия Комфортные условия Желаемые дополнительные образовательные услуги Желаемые дополнительные образовательные услуги Имеет энергичных, творческих, талантливых, жизнеспособных педагогов. Имеет энергичных, творческих, талантливых, жизнеспособных педагогов.
Педагоги ожидают от школы Комфортные психолого- педагогические условия Комфортные психолого- педагогические условия Материально-техническое обеспечение образовательных процессов Материально-техническое обеспечение образовательных процессов Создание условий для творческой самореализации Создание условий для творческой самореализации
Школа должна быть привлекательна для ученика, педагога и родителя Школа должна быть привлекательна для ученика, педагога и родителя
Внутренние противоречия и проблемы в школе Нет цели Нет цели Нет команды единомышленников Нет команды единомышленников От нашего непрофессионализма, равнодушия и разрозненности страдают дети От нашего непрофессионализма, равнодушия и разрозненности страдают дети Нет собственной реализации- как следствие проблемы со здоровьем. Нет собственной реализации- как следствие проблемы со здоровьем.
Основные (ключевые) компетенции педагога Информационная Информационная Социально-коммуникативная Социально-коммуникативная Компетенция в решении проблем Компетенция в решении проблем
Информационная компетенция: Интерпретировать, оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи. Интерпретировать, оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи. Использовать и обрабатывать информацию при планировании и реализации своей деятельности. Использовать и обрабатывать информацию при планировании и реализации своей деятельности. Предоставлять информацию в ее различных формах и на различных носителях Предоставлять информацию в ее различных формах и на различных носителях
Социально-коммуникативная компетенция: Соотносить свои устремления с интересами других людей и групп. Соотносить свои устремления с интересами других людей и групп. Продуктивно взаимодействовать с членами групп (команды), решающих общую задачу. Продуктивно взаимодействовать с членами групп (команды), решающих общую задачу. Отстаивать собственную точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей. Отстаивать собственную точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Компетенция в решении проблем. Формулировать и анализировать проблемы. Формулировать и анализировать проблемы. Определять стратегию решения проблемы. Определять стратегию решения проблемы. Анализировать ресурсы и риски. Анализировать ресурсы и риски. Контролировать и рефлексировать результаты решения проблем. Контролировать и рефлексировать результаты решения проблем.
Психологическое мастерство – веяние времени Это умение договариваться Это умение договариваться С родителями С родителями С детьми С детьми С коллегами в коллективе С коллегами в коллективе Это умение выстроить программы обучения – психологически ориентировано Это умение выстроить программы обучения – психологически ориентировано Умение быстро найти и передать нужную информацию Умение быстро найти и передать нужную информацию Умение сохранить собственное здоровье(саморегуляция) Умение сохранить собственное здоровье(саморегуляция)
Мастерство – это не знания и не технология, а проверенное жизнью умение или способность решать сложные, нестандартные задачи. Мастерство – это не знания и не технология, а проверенное жизнью умение или способность решать сложные, нестандартные задачи.
Мастерство - всегда путь, когда идущий работает сам с собой, обнаруживает свои дефициты и заполняет их. Мастерство - всегда путь, когда идущий работает сам с собой, обнаруживает свои дефициты и заполняет их.
Все эти умения составляют компетентность педагога, повышают стоимость этих умений на рынке труда и составляют капитал – стоимость оплаты для педагога и статус для школы Все эти умения составляют компетентность педагога, повышают стоимость этих умений на рынке труда и составляют капитал – стоимость оплаты для педагога и статус для школы
Школа для тех, кто: - Осознает свои дефициты и хочет их преодолеть - Не боится изменений и готов развиваться сам и развивать других - Хочет развить свою психологическую компетенцию - Хочет получать удовольствие от работы и зажигать «звезды».
В школе делается акцент на собственное движение, при котором знания получаются и проверяются опытным путем – работают ли они на практике и вырабатывается собственная технология, принятая Мной. В школе делается акцент на собственное движение, при котором знания получаются и проверяются опытным путем – работают ли они на практике и вырабатывается собственная технология, принятая Мной.
Часто мы ищем Себя через разные курсы по технологиям, через тренинги, семинары, но можем увлекаться технологией и забыть про себя, потерять время и деньги, испытать разочарование или впасть в депрессию Часто мы ищем Себя через разные курсы по технологиям, через тренинги, семинары, но можем увлекаться технологией и забыть про себя, потерять время и деньги, испытать разочарование или впасть в депрессию
Компетенция как капитал Выступает интегральной характеристикой личности Выступает интегральной характеристикой личности Является приобретаемым качеством Является приобретаемым качеством Становится личным капиталом и ресурсом Становится личным капиталом и ресурсом
Новые образовательные технологии: Работа через образы Работа через образы Работа в определенном состоянии, через личное погружение Работа в определенном состоянии, через личное погружение Совместные открытия, где душа педагога зажигает детские глаза, появляется азарт и страсть. Совместные открытия, где душа педагога зажигает детские глаза, появляется азарт и страсть.