Реализация и последствия новой системы оплаты труда учителей в зависимости от характеристик школ (на примере Новгородской области) Я. Козьмина Е. Сивак ЛИА ГУ-ВШЭ 7 апреля 2010 г. XI Международная научная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества
Новая система оплаты труда учителей (НСОТ) НСОТ: введение стимулирующих выплат за качество и результативность преподавания НСОТ направлена на: рост доходов учителей за счет стимулирующих выплат изменение работы учителей посредством стимулирования - снижение времени на проведение уроков, увеличение времени на внеурочные занятия и консультации с учениками по предмету
Вопросы Вероятно, НСОТ по-разному сказывается на работе учителей в школах с различным финансированием, характеристиками новой системы оплаты труда, успеваемостью учеников и др. Какие изменения в разных школах происходят в работе учителей? Сравнение финансирования школ, в целом, и НСОТ в разных школах (общеобразовательных, общеобразовательных с углубленным изучением отдельных предметов и гимназий): объемы привлеченных бюджетных и внебюджетных средств, средний размер заработков учителей в школе, обеспеченность школы средствами для стимулирования учителей, доля стимулирующей части в ФОТ (фонде оплаты труда учителей), размер стимулирующих выплат учителей, доля стимулирующих выплат в заработках учителей. Какие изменения происходят в работе учителей? Сравнение трех видов школ на что учителя разных школ стали тратить больше времени, за счет чего растут заработки учителей в разных школах, связан ли рост времени на определенные виды деятельности с получением соответствующих стимулирующих выплат. Как изменения в работе учителей могут быть связаны с разным финансированием НСОТ и финансированием школ? Чем еще могут быть вызваны различия в том, как меняется работа учителей в разных школах?
Основнойтезис: Основной тезис: В школах, в которых НСОТ существует на фоне относительно низкого финансирования школы, НСОТ приводит к последствиям, противоположным тем, что предполагались при введении НСОТ (увеличение внеурочной работы с учениками по предмету) – увеличению учебной нагрузки учителей, нагрузки на других должностях в школе В относительно более «успешных» (по финансированию) школах изменений в работе учителей практически не происходит
Данные Анкетный опрос учителей и директоров городских школ и фокусированные интервью Октябрь 2009 – Новгородская область. Сплошной опрос всех городских школ Анкетный опрос: итоговая выборка 550 учителей, 60 директоров городских школ В школе опрашивалось 10 человек: 2 учителя математики (старших и средних классов), 2 учителя русского языка (старших и средних классов), 2 учителя начальных классов, 1 учитель иностранного языка, 2 «предметника» (учитель истории, обществознания, географии, биологии, физики или химии) + директор 36 общеобразовательных школ, 13 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 9 гимназий
Сравнение финансирования НСОТ в разных школах - 1 Обеспеченность средствами для стимулирования и доля стимулирующих выплат в заработках учителей:
Сравнение финансирования НСОТ в разных школах - 2 Средний размер стимулирующих выплат: В общеобразовательных школах – руб. В школах с углубленным изучением отдельных предметов – руб. В гимназиях – руб. (разница между средними размерами стимулирующих выплат в двух последних видах школ не значима)
Сравнение финансирования (в целом) разных школ - 1 Бюджетные и внебюджетные средства, привлеченные школами за 2009 год:
Сравнение финансирования (в целом) разных школ - 2 Средний размер ФОТ на одного учителя и средний размер заработков учителя в школе (сентябрь 2009 г.)
Изменения в работе учителей – 1 На что учителя разных школ стали тратить больше времени (для каждого вида школы указан % учителей, которые увеличили затраты времени на эти виды деятельности в учебном году по сравнению с )
Изменения в работе учителей – 2 За счет чего растут заработки учителей в разных школах? За счет увеличения времени на: Общеобразовательные школы Общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов Гимназии Проведение уроков в классе ++- Проверку тетрадей ++- Внеклассные мероприятия не по предмету +-- Изучение методической литературы не по предмету +--
Изменения в работе учителей – 3 Связан ли рост затрат времени учителей на определенные виды деятельности с получением соответствующих стимулирующих выплат? Связь роста временных затрат и получения соответствующих стимулирующих выплат: Общеобразователь ные школы Общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов Гимназии классное руководство ++- подготовка учебных кабинетов +-- повышение квалификации ++- подготовка к олимпиадам +-- проведение внеклассных мероприятий не по предмету -+- организация мероприятий, повышающих авторитет школы -+- внеклассная работа по предмету --+ занятия с детьми с повышенной мотивацией --+
Изменения в работе учителей в разных школах: чем можно объяснить различия НСОТ в общеобразовательных школах не приводит к увеличению времени на дополнительную работу с учениками по предмету и практически не вызывает изменений в работе учителей в гимназиях Возможное объяснение: низкое финансирование НСОТ в общеобразовательных школах (и низкие зарплаты учителей) => учителя вынуждены прибегать к другим способам увеличения дохода (не только за счет стимулирующих выплат) – работе на других должностях в школе и увеличению учебной нагрузки, в общеобразовательных школах ниже успеваемость учеников (результаты ЕГЭ, доля поступающих в вузы на бюджетные места) и учителям этих школ сложнее достигать роста успеваемости => если учителя и стараются увеличить доход за счет стимулирующих выплат, то работают в первую очередь над получением выплат, не связанных с обучением предмету, финансирования НСОТ недостаточно для стимулирования учителей в гимназиях (по мнению директоров гимназий, доля стимулирующих выплат в зарплате хорошего учителя в их школе должна составлять примерно 50% от зарплаты учителя) => в работе учителей гимназий практически не происходит изменений.