«Церковно-школьное образование в России: XIX – начало XX вв.» Отчет о результатах исследований по II этапу Государственного контракта 563 от 17 мая 2010 г. «Церковно-школьное образование в России: XIX – начало XX вв.» в рамках мероприятия «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы
Объекты исследования на II этапе многоступенчатая система духовного образования и ее высшее, среднее и низшее звено; духовное образование в целом как фактор, игравший значимую роль в народном просвещении в России в XIX-начале XX вв.
II этапа исследования Цель II этапа исследования изучение структурных элементов (типов учебных заведений) системы духовного образования (академий, семинарий, уездных и приходских училищ, женских епархиальных училищ), процесс их возникновения и функционирования; исследование роли духовного образования в народном просвещении и православной нравственности.
II этапа исследования Задачи II этапа исследования - выявить, изучить и обработать разнообразные по типу источники, прежде всего, архивные по системе духовного образования в России; - изучить структуру духовного образования в России; - выделить в структуре духовного образования высшее, среднее и низшее звено; - выявить элементы (типы учебных заведений), образующих каждое звено системы духовного образования; - изучить процесс возникновения и функционирования духовных академий в России; - изучить процесс возникновения и функционирования духовных семинарий в России; -изучить процесс возникновения и функционирования духовных уездных и приходских училищ в России; -изучить процесс возникновения и функционирования духовных женских епархиальных училищ в России; - определить специфику каждого типа духовных учебных заведений; - определить сущностные черты системы духовного образования в Российской империи; - изучить и проследить роль духовного образования и духовенства в народном образовании и православной нравственности.
исследования Основа источниковой базы исследования 1) законодательные и нормативно- правовые акты; 2) делопроизводственные материалы; 3) периодическая печать; 4) источники личного происхождения; 5) справочная литература.
исследования Методология исследования общенаучные методы (исторический, логический, восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот); специальные методы (историко-генетический, историко- сравнительный, историко-системный, историко-типологический).
научно-поисковой работы Результаты научно-поисковой работы позволили в комплексе описать систему духовного образования, определив сущностные черты каждой ступени по следующим параметрам: учебно-воспитательная часть - учебно-воспитательная часть; материальное обеспечение - материальное обеспечение; система управления - система управления.
научно-поисковой работы Результаты научно-поисковой работы Выявлены и обоснованы (с опорой на статистические сведения) на протяжении нескольких веков: взаимосвязь духовного образования и народного просвещения; взаимосвязь духовного образования и народного просвещения; ведущая роль духовенства в просвещении народа ведущая роль духовенства в просвещении народа.
II этап исследования «Церковно-школьное образование в России: XIX – начало XX вв.» II этап исследования Степень внедрения – полученные научные результаты используются в системе высшего образования в читаемых курсах по специальностям «История», «Культурология», «Религиоведение». Рекомендации по внедрению – можно использовать для разработки специальных исторических, религиоведческих и культурологических курсов Область применения результатов научно- поисковой деятельности – в системе общего, высшего и поствузовского образования.
Результаты теоретических исследований II этапа Описание системы духовного образования в начале XIX века в правление Александра I Система духовного образования, состоявшая из четырех ступеней, оформилась в начале XIX века в правление Александра I. Регламентирующий документ, определивший сущностные черты жизнедеятельности образовательной системы ведомства православного исповедания: «Доклад об усовершенствовании духовных училищ: о начертании правил для образования сих училищ и составлении капитала на содержание духовенства, с приложением штатов духовных академий, семинарий, уездных и приходских училищ» от 26 июня 1808 г. (издан в 1809 г.). Нормативный документ для конкретного типа духовно-учебного заведения - Устав.
Первая ступень: духовные академии Киевская Киевская (одно из самых старейших высших учебных заведения ведомства православного исповедания, 30-х гг. XVII в, офиц. статус академии с 1701 г.); Московская Московская (начало от Слявяно-греко- латинской академии 1685 г., офиц. статус академии с 1721 г.); Санкт-Петербургская Санкт-Петербургская (истоки от Славянской школы при Александро-Невском монастыре 1721 г., офиц. статус академии в 1797 г.); Казанская Казанская (начало вела от духовной семинарии 1723 г., в 1797 г. получает статус академии, но в 1818 г. закрыта С 1842 г. ).
духовные академии Православные духовные академии давали высшее богословское образование. Перечень изучаемых предметов (по Уставу гг. ): - богословские - Общеобразовательные. Нацелен на подготовку «ученого» служителя церкви.
духовные академии o Устав духовных академий 1869 г. сделал упор на развитие «высшего богословского образования, в духе православия, для просвещенного служения церкви» и подготовку «преподавателей для духовно-учебных заведений». три отделения o Учреждается три отделения в Академии: - богословское - церковно-историческое - церковно-практическое.
духовные академии o Устав 1884 г., напротив, «ставил целью не столько научное образование будущего духовенства и учителей Русской Церкви, сколько подготовку политически и конфессионально благонадежного церковно-административного персонала». o Обязательными для изучения стали богословские и философские предметы. o Другие предметы были разделены на две «параллельные группы» на выбор студента.
духовные академии o Устав 1910 г. в определении целей академического образования делал акцент на православно- богословскую составляющую в высшем образовании, подчеркивая «приготовление христианско-просвещенных деятелей для служения св. православной Церкви, прежде всего в области церковно-пастырской, а затем и на других поприщах церковной деятельности». o При сохранении разделении предметов на 2 группы (обязательные и выборочные), были внесены некоторые изменения в их составе.
Вторая ступень: духовные семинарии o Духовные семинарии давали среднее образование и готовили основную массу священнослужителей Российской империи, а также воспитанников для духовных академий. o Программа шестилетнего курса состояла из словесных, исторических, математических, философских, богословских, языковых наук.
Третья ступень: уездные духовные училища o Первоначально уездные училища с четырехгодичным курсом обучения предназначались для начального духовного образования и рассматривались как подготовительные к духовным семинариям. o Уездные училища были сословные учебные заведения для бесплатного обучения детей провинциальных церковнослужителей.
Четвертая ступень: приходские духовные училища o Приходские училища с двухлетним курсом открывались с целью распространения однообразного общего начального обучения на местах. o В первом классе учащиеся осваивали «чтение на российском и славянском языках», «чистописанию по печатным Российским прописям», нотному пению. Во втором классе – четыре правила арифметики, «первые начала Российской грамматики», сокращенный катехизис. o Доступ в приходские училища был открыт для всех сословий.
Шуйское духовное училище Владимирской губернии Открытие Шуйского духовного училища состоялось 24 сентября 1816 года при участии Владимирского архиерея Ксенофонта и инспектора Владимирской духовной семинарии архимандрита Иосифа. И.А.Субботин ( ), новоназначенный инспектор, в своей речи так определил основную задачу училища - «образовать ум и сердце юношей, расширить их рассудок, исправить желания, сообщить познание добра и вкуса к изящному...».
Шуйское духовное училище Владимирской губернии До гг. все ученики принадлежали к духовному сословию. Затем по новому уставу в духовное училище могли поступать дети из других сословий, но с платой за обучение. До 60-х гг. XIX в. ученики были разновозрастными: их возраст колебался от 14 до 22 лет. После реформы гг. стали принимать только 9-10 летних детей.
Шуйское духовное училище Владимирской губернии Программа обучения на протяжении ста лет неоднократно менялась, хотя ее основу составляли, как и на других ступенях духовного просвещения, богословские и общеобразовательные предметы. Все предметы были разделены (по числу наставников) на 5 разрядов. Реформа духовно-учебных заведений 60-х гг. XIX внесла изменения в учебный процесс. Духовные училища были преобразованы в четырехклассные с дополнительным подготовительным классом.
Шуйское духовное училище Владимирской губернии Прочные знания обеспечивались, с одной стороны, уровнем преподавания, а с другой, - традиционно строгим распорядком будничного и праздничного для учащихся. Училище располагало богатой библиотекой, была своя больница. За 100 лет из стен Шуйского духовного училища вышли многие известные светские и духовные лица: деятели культуры, медицины, образования.
Шуйское духовное училище Владимирской губернии До 1869 г. училище управлялось двумя должностными лицами: смотрителем и инспектором. С 1869 г. училище имело коллегиальное руководство, в которое входили: смотритель, его помощник, один из учителей и два представителя от духовенства. Жизнь училища, его связь с культурной и нравственной атмосферой города невозможно представить без целенаправленной благотворительности и поддержки со стороны шуйского общества. Существовала должность почетного блюстителя по хозяйственной части: он брал на себя значительную часть расходов по содержанию училища.
Шуйское духовное училище Владимирской губернии К началу XX века Шуйское духовное училище стало одним из лучших учебных заведений Владимирской епархии. Октябрьский переворот и декреты Советской Власти об отделении церкви от государства и школы от церкви подвели черту под столетней историей духовных заведений: 3 июня 1918 г. постановлением СНК РСФСР училище было закрыто.
женские епархиальные училища Предназначены для обучения дочерей духовенства. В 1868 г. для женских епархиальных училищ был определен Устав, базировавшийся на Уставе Царскосельского училища девиц духовного звания. В 1907 г. официально при женских епархиальных училищах был введен VII дополнительный педагогический класс. К к.XIX в. женские епархиальные училища были основными «поставщиками» педагогических кадров для начальной школы.
Управленческая структура образовательной системы ведомства православного исповедания Все епархии России были разделены на 4 учебных округа, во главе каждого – духовная академия. Для управления учебным округом при академиях создавались «конференции» из местных ученых и духовных лиц. Центральный орган управления всей системой духовных заведений - Комиссия духовных училищ при Св. Синоде. Во второй половине XIX в. происходит реорганизация в системе управления духовными заведениями: в управление учебных заведений вводилось коллегиальное начало.
Результаты теоретических исследований II этапа Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения На протяжении многих веков народное образование в Российском государстве находилось в руках духовенства. Проектируя государственную систему образования, верховная власть обозначила церковь в качестве возможного партнера в организации сети начальных учебных заведений. До середины 60-х гг. XIX в. в Российской империи наблюдался рост школ, открытых духовенством, и численность учащихся в них.
Численность церковных школ в России (30-60-е гг. XIX в.) ГодыЧисло школЧисленность учащихся
Численность церковных школ в России (60-80-е гг. XIX в.) ГодыЧисло школЧисленность учащихся
Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения С 80-х гг. XIX в. начался самый значимый период Русской православной церкви в образовательной политике государства. С назначением К.П. Победоносцева обер-прокурором в 1880г. духовное ведомство получило государственную поддержку в деле распространения грамотности среди населения.
Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения За два десятилетия церковью было создана собственная школьная система, состоявшая из разных типов начальных и учительских школ: 1884 г. – одноклассные и двухклассные церковно-приходские,; 1891 г. – школы грамоты; 1896 г. – учительские второклассные; 1902 г. (первая с 1887 г.) – церковно- учительские.
Взаимосвязь духовного образования и народного просвещения
Школы ведомства православного исповедания имели не только обучающую функцию – «сообщать первоначальные полезные знания», но и воспитательную – «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской». Просвещение населения - детей и взрослых - осуществлялось и через устройство народных чтений. Церковные школы, имевшие библиотеки, где находилась не только учебная, но и внеклассная литература, также являлись культурно- просветительским центром для населения.
«Церковно-школьное образование в России: XIX- начало XX вв. Проблемный семинар «Церковно-школьное образование в России: XIX- начало XX вв. Автор: кандидат исторических наук, доцент Красницкая Татьяна Александровна Цель – дать комплексное представление о становлении, развитии и функционировании церковно-школьной образовательной системы в России в дореволюционный период. Категория слушателей: студенты, аспиранты, молодые исследователи, профессорско-преподавательский состав вуза, учителя школ Срок обучения: 32 часа Форма обучения: очная Режим занятий: согласно учебному расписанию Форма контроля: зачет
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН проблемного семинара Наименование тем Количество часов лекциипракт. занят ия всего аудит. 1.Система духовного образования в России XVIII – начало XΙX вв Становление начальной школы в системе духовного образования.XIX – начало XX вв Механизм управления церковными школами224 4.Динамика развития школ духовного ведомства24 5.Финансирование и строительство церковных школ Организация школьного быта24 7.Организация учебно-воспитательного процесса в церковных школах Педагогические кадры школ ведомства православного исповедания 424 Итого:221032
Прогнозные предложения о развитии объекта исследования предполагается дальнейшая разработка других аспектов церковно-школьного образования в России в дореволюционный период; будет реализовываться возможность использования полученных данных в практике высшей школы и в системе общего образования.
Публикация результатов исследования в печати 1. Грига Т.Ю. Источники изучения церковно-школьного образования в России // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: Материалы межвузовской научной конференции (VI областной фестиваль «Молодая наука – развитию Ивановской области (28 апреля 2010 г.). – Иваново-Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», – С Гладкова В.А. Просветительская деятельность библиотеки благородного собрания в уездном городе Шуе в конце XIX-начале XX в. // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов III межвузовской научной конференции. – Москва-Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», – С Красницкая Т.А. Церковно-школьное образование в Шуйском уезде Владимирской губернии. XIX-начало XX вв./ Т.А. Красницкая. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», –246 с. 4. Красницкая Т.А. Становление церковно-школьного образования в Шуйском уезде Владимирской губернии в XIX-начале XX вв. // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов III межвузовской научной конференции. – Москва-Шуя: Изд- во ГОУ ВПО «ШГПУ», – С Монякова О.А. Роль церковно-приходских школ в формировании культурно-образовательного пространства российской провинции ( гг.) // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск XLVII. – Воронеж: ВГПУ, –С Монякова О.А. Сравнительный образ «учащего» церковно-приходской и земской школ конца XIX (по данным земской статистики) // РЕЛИГИИ РОССИИ: проблемы социального служения: сборник материалов конференции. – Нижний Новгород, – С Монякова О.А. Первая межрегиональная научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» в г. Коврове // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. – – Вып. II: 1(34). – С
монография
Участие в конференциях Участие в конференциях Результаты исследований II этапа были апробированы на научных конференциях: международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность» (г. Иваново, 16 сентября 2010 г.); межрегиональная научно-практическая конференция «Борисовские чтения» (г. Шуя, 17 сентября 2010 г.); вторая международная научно-практическая конференция «Религии России: проблемы социального служения» (г. Нижний Новгород, октября 2010 г.); межрегиональная научно-практическая конференция «Провинциальный анекдот: Чтения по региональной казуальной истории» (г. Шуя, 29 октября 2010 г.).
Осуществлено активное сотрудничество с культурно-просветительскими центрами: Ковровский историко-мемориальный музей Ковровский историко-мемориальный музей (г.Ковров Владимирской области); литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г.Шуя Ивановской области); Костромской объединенный историко- архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» Костромской объединенный историко- архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» (г.Кострома); Государственные архивы Ивановской, Владимирской и Костромской областей; Государственные архивы Ивановской, Владимирской и Костромской областей; текущий архив Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии текущий архив Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии (г.Иваново); Библиотека Московской духовной академии и семинарии (г. Сергиев Посад). Библиотека Московской духовной академии и семинарии (г. Сергиев Посад).
«Церковно-школьное образование в России: XIX – начало XX вв.» Благодарим за внимание!