Добро пожаловать на защиту!
Презинтация дипломной работы на тему: Связь самооценки подростков с социометрическим статусом в группе Автор работы: Студентка 4 курса дневного отделения Мурачева Наталья Научный руководитель: Dr. psych., asoc. prof. Л. А. Калинникова Рига, 2004/2005
Цель: выявить связь самооценки подростков с социометрическим статусом в группе. Объект: подростки в возрасте 13 лет. Предмет: связь самооценки подростков с социометрическим статусом в группе.
Гипотеза: существует связь самооценки подростков с социометрическим статусом в группе Выдвинута на основании результатов исследования Я. Л. Коломинского (1976), который установил у подростков тенденцию к завышенной самооценке у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных.
Для реализации цели были выдвинуты задачи. Теоретические: Теоретические: Изучить теоретические источники по изучаемой проблеме. Изучить теоретические источники по изучаемой проблеме. Ознакомиться с понятиямисамооценка и социометрический статус. Ознакомиться с понятиямисамооценка и социометрический статус. Рассмотреть результаты теоретических и эмпирических исследований самооценки и социометрического статуса подростков в группе сверстников. Рассмотреть результаты теоретических и эмпирических исследований самооценки и социометрического статуса подростков в группе сверстников. Экспериментальные: Экспериментальные: Исследовать уровни самооценки подростков. Исследовать уровни самооценки подростков. Изучить величину социометрического статуса подростков в группе сверстников. Изучить величину социометрического статуса подростков в группе сверстников. Исследовать связь уровней самооценки с величиной социометрического статуса. Исследовать связь уровней самооценки с величиной социометрического статуса.
В работе применялись следующие методики: –Методика Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан для исследования самооценки. –Метод социометрии (от лат. общество и греч. измеряю) для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев.
Методики выбраны на основании задач исследования и базовых определений работы. Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценки личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей (Реан А. А., 2002; с. 643) Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценки личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей (Реан А. А., 2002; с. 643) Социометрический статус - это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы (Коломинский Я. Л., 1976; с. 131) Социометрический статус - это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы (Коломинский Я. Л., 1976; с. 131)
Кто: Кто:психологи,социологи,педагоги, социальные работники и все те, кто работает с подростками. Где: Где:школы,интернаты, консультативные центры, другие места. Для чего: Для чего:коррекция, улучшение, совершенствование межличностных и межгрупповых отношений. Прикладное значение работы
Состав выборки 49,2% подростков, имеющих высокий социометрический статус, обладают адекватной самооценкой. 49,2% подростков, имеющих высокий социометрический статус, обладают адекватной самооценкой. 0,8% подростков, имеющих высокий социометрический статус, обладают низкой самооценкой. 0,8% подростков, имеющих высокий социометрический статус, обладают низкой самооценкой. 50% подростков, имеющих низкий социометрический статус, обладают высокой самооценкой. 50% подростков, имеющих низкий социометрический статус, обладают высокой самооценкой.
Проверка нормальности распределения данных с помощью критерия Колмогорова-Смирнова Статус Самооценк а Колмогоров-Смирнов Z 0,9320,674 Асимпт. знач. (2- сторонняя) 0,3510,754 Колмогоров-Смирнов Z – наблюдаемое значение критерия; Асимпт. знач. (2-сторонняя) – вероятность ошибки При Асимпт. знач. (2-сторонняя)
Корреляционный анализ Коэффициент корреляции Пирсона для оценки линейной корреляционной связи между самооценкой и статусом СамооценкаСтатус Коэффициент корреляции Пирсона 1-,011 Знач. (2-сторонняя).,904 N 120 СамооценкаКоэффициент корреляции Пирсона -,0111 Знач. (2-сторонняя),904. N 120 Коэффициент корреляции Пирсона для оценки линейной корреляционной связи между самооценкой и статусом равен r = - 0,011 и является статистически незначимым, поскольку Знач. (2-сторонняя) =0,904>0,05. Поэтому линейной связи между самооценкой и статусом нет. Корреляционная диаграмма. Самооценка – Статус
Регрессионные модели для зависимости статуса от самооценки Регрессионные модели для зависимости статуса от самооценки Регрессионный анализ для исследования нелинейной корреляционной связи между переменными Нелинейной связи между самооценкой и статусом нет.
Регрессионные модели для зависимости самооценки от статуса Регрессионный анализ для исследования нелинейной корреляционной связи между переменными Нелинейной связи между самооценкой и статусом нет.
Частотная диаграмма распределения показателей самооценки в зависимости от статуса Среди подростков с высоким статусом преобладают подростки с адекватной самооценкой. Среди подростков с высоким статусом преобладают подростки с адекватной самооценкой. Среди подростков с низким статусом преобладают подростки с высокой самооценкой. Среди подростков с низким статусом преобладают подростки с высокой самооценкой. Частотный анализ для исследования связи с помощью перехода к номинальным переменными
Частотная диаграмма распределения статуса в зависимости от самооценки Среди подростков с адекватной самооценкой преобладают подростки с высоким статусом. Среди подростков с адекватной самооценкой преобладают подростки с высоким статусом. Среди подростков с высокой самооценкой преобладают подростки с низким статусом. Среди подростков с высокой самооценкой преобладают подростки с низким статусом. Среди подростков с низкой самооценкой преобладают подростки с высоким статусом. Среди подростков с низкой самооценкой преобладают подростки с высоким статусом. Частотный анализ для исследования связи с помощью перехода к номинальным переменными
Исследование статистической значимости различий процентных долей с помощью критерия Фишера При высоком статусе в одинаковой степени преобладают высокая и адекватная самооценки на уровне значимости α = 0,01; При высоком статусе в одинаковой степени преобладают высокая и адекватная самооценки на уровне значимости α = 0,01; При низком статусе в одинаковой степени преобладают высокая и адекватная самооценки на уровне значимости α = 0,01. При низком статусе в одинаковой степени преобладают высокая и адекватная самооценки на уровне значимости α = 0,01.
Вычисление коэффициентов корреляции отдельно для высоких и отдельно для низких показателей С помощью программы SPSS были вычислены коэффициенты корреляции Пирсона для исследования корреляционной связи самооценки со статусом в областях высокого и низкого статуса. Результаты исследования показаны в корреляционных таблицах.
Исследование отдельно для высоких и отдельно для низких показателей статуса. Корреляционный анализ Корреляционная таблица 1. Коэффициенты корреляции Пирсона для оценки корреляционной связи между низким статусом и самооценкой СтатусСамооценка СтатусКоэффициент корреляции Пирсона 1-,004 Знач. (2-сторонняя).,979 N 60 СамооценкаКоэффициент корреляции Пирсона -,0041 Знач. (2-сторонняя),979. N 60 a Статус = Низкий Корреляционная таблица 2. Коэффициенты корреляции Пирсона для оценки корреляционной связи между высоким статусом и самооценкой СтатусСамооценка СтатусКоэффициент корреляции Пирсона1,157 Знач. (2-сторонняя).,232 N60 СамооценкаКоэффициент корреляции Пирсона,1571 Знач. (2-сторонняя),232. N60 a Статус = Высокий Между самооценкой и уровнями статуса (высокий и низкий) линейная корреляционная связь отсутствует.
На основании проведенного анализа можно утверждать, что гипотеза Но отвергается и принимается альтернативная гипотеза Н1. Исходя из анализа полученных результатов можно сказать, что гипотеза: существует связь самооценки подростков с социометрическим статусом в группе, не подтверждается.
Этапы количественного анализа результатов 1. Проверка нормальности распределения данных 2. Корреляционный анализ для исследования линейной корреляционной связи между переменными 3. Регрессионный анализ для исследования нелинейной корреляционной связи между переменными 4. Частотный анализ для исследования связи с помощью перехода к номинальным переменными 5. Исследование статистической значимости различий процентных долей с помощью критерия Фишера 6. Вычисление коэффициентов корреляции отдельно для высоких и отдельно для низких показателей
Основные выводы: Гипотеза: существует связь самооценки подростков с социометрическим статусом в группе, не подтверждается. Среди подростков с высоким статусом преобладают подростки с адекватной самооценкой. Среди подростков с высоким статусом преобладают подростки с адекватной самооценкой. Среди подростков с низким статусом преобладают подростки с высокой самооценкой. Среди подростков с низким статусом преобладают подростки с высокой самооценкой.
Рекомендации для педагогов: Предупредить, не допустить того, что бы подросток с благоприятным статусом вел за собой весь класс в негативном, неадекватном направлении. Предупредить, не допустить того, что бы подросток с благоприятным статусом вел за собой весь класс в негативном, неадекватном направлении. Помочь детям, оказавшимся в социально-психологической изоляции. Для этого нужно понимать не только положение каждого ученика само по себе, но и причины, обусловливающие это положение. Помочь детям, оказавшимся в социально-психологической изоляции. Для этого нужно понимать не только положение каждого ученика само по себе, но и причины, обусловливающие это положение. Следует оказывать поддержку и уделять внимание подросткам с низким социометрическим статусом. Следует оказывать поддержку и уделять внимание подросткам с низким социометрическим статусом. Устранять неблагоприятные факторы и причины, приводящих к плохой учебе подростка (проверка здоровья, проверка стиля общения и воспитания со стороны педагогов и родителей, создание благоприятных условий в школе и дома). Устранять неблагоприятные факторы и причины, приводящих к плохой учебе подростка (проверка здоровья, проверка стиля общения и воспитания со стороны педагогов и родителей, создание благоприятных условий в школе и дома).
Рекомендации для родителей: С подростками, имеющими проблемы различного рода, а также с подростками с разным социометрическим статусом можно работать, объединив их в одну группу тренинга с разным социометрическим статусом. С подростками, имеющими проблемы различного рода, а также с подростками с разным социометрическим статусом можно работать, объединив их в одну группу тренинга с разным социометрическим статусом. В группе следует проигрывать, прорабатывать различные проблемные ситуации. В группе следует проигрывать, прорабатывать различные проблемные ситуации.
Рекомендации для подростков: Тренинг общения, Тренинг общения, Тренинг развития коммуникативных умений, Тренинг развития коммуникативных умений, Тренинг уверенности в себе, Тренинг уверенности в себе, Тренинг создания команды и другие. Тренинг создания команды и другие.
Благодарю за внимание!