Роль ПНПО в развитии (модернизации) образования страны г. Москва, АПКиППРО ноябрь, 2008 год
Миссия ПНПО: стать пусковым механизмом системной модернизации Российского образования, заданной: 1. Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации 2.Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года; 3.Федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 годы
Этапы реализации ПНПО I этап – 2005 – 2006 гг. разработка, апробация и нормативное закрепление финансовых и организационных механизмов ПНПО II этап – 2007 – 2008 гг. разработка и апробация механизмов вовлечения лидеров образования в процессы модернизации; отработка (тонкая настройка) содержательных аспектов ПНПО III этап – начиная с 2009 г. реализация механизмов и содержания ПНПО в штатном режиме
Механизмы, отработанные в ПНПО -финансово-экономические (НПФ и НСОТ, формульное финансирование) -организационно-управленческие (конкурсный отбор, проектное управление, общественное участие) -оценка качества и востребованности с участием потребителей
5 ноября 2008 года Президентская инициатива: «Наша новая школа» Послание Федеральному Собранию
5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения
1. Новые стандарты Возможность раскрыть свои способности Подготовка к жизни в технологичном конкурентном мире Выбор из широкого меню«Разносторонняя» программа для всех Требования к учебникам Требования к технологиям Обновление содержания образования Обсуждения содержания учителями – победителями ПНПО Разработка примерных программ с участием академий Оценка выполнения требований к результатам Объективные статистические исследования качества и добровольное индивидуальное оценивание Обязательный ЕГЭ после 4 и 9 классов
2. Талантливые дети Культивирование талантов из общей школьной среды Широкая самопрезентация Конкурсы Дополнительное образование Крупные современные образовательно-творческие центры (базовые профильные школы, лагеря) Эксклюзивное сопровождение Интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов Банк данных одаренных детей, отслеживание и фиксация их достижений Слеты одаренных детей Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка
3. Ключевая роль учителя – часть 1 Совершенствование оплаты труда Социальные льготы Пенсии Подъемные Жилье Стимулирующая часть Развитие общественного участия в оценке результатов и сильная зависимость размера премий от результатов Базовая часть Обновление профессио- нального стандарта и сильная зависимость зарплаты от результатов аттестации
3. Ключевая роль учителя – часть 2 Внимательное, уважительное отношение к детям и родителям (Защита прав) Обновление системы повышения квалификации учителей (ПК) Принятие нового профстандарта Создание кодекса профессиональной педагогической этики саморегулируемыми организациями Новые программы ПК и государственные требования к ним, предмет совместного ведения федерации и регионов Персональные бюджетные сертификаты, модульно-накопительная система, насыщенный рынок услуг ПК (в т.ч. стажировки в школах – победителях ПНПО) Обновление педобразования Углубление практики («педагогическая интернатура») Присоединение педвузов к классическим университетам, развитие двухуровневой системы Б пед М нау Б нау М пед
4. Российская школа не должна быть «ветхой»… Новые принципы работы школ Современные требования к учебному оборудованию Организация и управление Формулирование сообществом инновационных школ, саморегулируемыми организациями Дидактика и аксиология Формирование академиками Перечень предметов Перечень функций Современная инфраструктура (медпункты, столовые, спортзалы, а также лаборатории, пресс-центры, медиацентры, актовые залы) Новый порядок проектирования, строительства, формирования материально-технической базы школ Установление требований и помощь регионам Установление требований и контроль за регионами Средства из бизнеса в школы Средства губернаторов на показательные проекты
5. Здоровье школьников и индивидуальный подход Разгрузка & Индивидуальный подход к каждому ученику Уменьшение объема образовательных программ (снижение количества часов) Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы Создание стимулов для здорового образа жизни Портфолио Индивидуальные образовательные программы Тьюторы Жесткий индивидуальный контроль Карта здоровья Контроль за питанием («школьное питание») Диспансеризация Вместо части уроков Внутри уроков
Аттестация педагогических кадров новый порядок
Что предлагается - 1 В качестве задач аттестации: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста учителей
Что предлагается - 2 В качестве принципов аттестации: обязательность аттестации на соответствие занимаемой должности (1 раз в 5 лет) добровольность аттестации на 1 и высшую категории открытость и прозрачность аттестационных процедур
Что предлагается - 3 В качестве общих критериев: для первой категории владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий + стабильно высокие на уровне муниципалитета и региона результаты обучения и воспитания для высшей категории владение и эффективное применение в практической профессиональной деятельности инновационных образовательных методик и технологий и активное их распространение в профессиональном сообществе + стабильно высокие на уровне региона и страны результаты обучения и воспитания
Что предлагается - 4 В качестве механизмов: квалификационный экзамен для определения соответствия занимаемой должности иные формы для присвоения 1 и высшей квалификационной категории (устанавливаются субъектом РФ)
Что предлагается - 5 В качестве процедуры: процедура, отработанная в рамках конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО
Экспертные группы работники образовательных учреждений Профсоюз специалисты научных организаций Представ. органов гос. власти Работодатели Проф. объединения Родители и т.д. Региональная аттестационная комиссия заявитель1 заявитель3 заявитель2 заявительN Экспертные заключения оператор Приказ о присвоении Квалификационной категории