В ЦАРСТВЕ «РЫЖЕГО ДЪЯВОЛА» Коррозия металлов. Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии. Разработала учитель химии МСОУ школы-интернат 4 школы-интернат 4 Мазур Елена Леонидовна 9 класс. 9 класс. дальше
Цели урока: Познакомить с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии; Познакомить с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии; Объяснить процессы окисления-восстановления, протекающие на поверхности металлов в результате коррозии; Объяснить процессы окисления-восстановления, протекающие на поверхности металлов в результате коррозии; Научить практически защищать металлы от коррозии в быту; Научить практически защищать металлы от коррозии в быту; Вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету. Вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету. дальше
ДЕВИЗ УРОКА: «ЗНАТЬ – ЗНАЧИТ ПОБЕДИТЬ». дальше
Станция «ИНФОРМАЦИОННАЯ» КОРРОЗИЯ- это разрушение металлов под действием окружающей среды. КОРРОЗИЯ- это окислительно – восстановительный процесс, при котором атомы металлов переходят в ионы. на начало путешествияначалодальшепродолжение
КОРРОЗИЯ ХИМИЧЕСКАЯ 4 Fe +3O2+6H2O = 4Fe(OH) 3 4 e - Коррозия железа и образование ржавчины. Электрохимическая на катоде (на меди): 2 Н + + 2е - = 2Н 0 = Н2 на аноде (на железе): Fe 0 – 2e - = Fe 2+ Коррозия железа в контакте с медью и раствором слабой кислоты на начало путешествияначало далее
МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ: Станция «Информационная». Станция «Информационная». Станция «Информационная». Станция «Информационная». Станция «Историческая». Станция «Историческая». Станция «Историческая». Станция «Историческая». Станция «Экспериментальная». Станция «Экспериментальная». Станция «Экспериментальная». Станция «Экспериментальная». Станция «Практическая». Станция «Практическая». Станция «Практическая». Станция «Практическая». дальше
Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ». Древнегреческий историк Геродот (Vв. до н. э.) и древнеримский ученый Плиний( Iв. н.э.) Упоминают о применении олова для защиты железа от ржавчины. В 20 х г. ХХв. Г.Деви и М.Фарадей изучают электрохимическую коррозию. В 1830г. Швейцарский ученый Де ла Рив сформулировал первую теорию коррозии. В начале 30 х г.ХХв. А.Н.Фрумкин изучал амальгамы металлов. В 1935г. А.И.Шултин и Я.В.Дурдин сформулировали теорию электрохимической коррозии металлических материалов. на начало путешествияначало далее
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ». Станция «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ». Опыт 1: Fe + H 2 O Опыт 1: Fe + H 2 O Опыт 1: Опыт 1: Опыт 2: Fe + NaCl(p-p) Опыт 2: Fe + NaCl(p-p) Опыт 2: Опыт 2: Опыт 3: Fe + Cu+ NaCl(p-p) Опыт 3: Fe + Cu+ NaCl(p-p) Опыт 3: Опыт 3: Опыт 4: Fe + Zn + NaCl(p-p) Опыт 4: Fe + Zn + NaCl(p-p) Опыт 4: Опыт 4: Опыт 5: Fe + NaOH(p-p) + NaCl(p-p) Опыт 5: Fe + NaOH(p-p) + NaCl(p-p) Опыт 5: Опыт 5: На начало путешествияначалодалее
ОПЫТ 1 Железо слабо прокорродировало, в чистой воде коррозия идет медленнее, т.к. вода слабый электролит. H2OH2O Fe на начало путешествияначало дальше
2. ОПЫТ 2. Мы наблюдаем химическую коррозию. Но скорость коррозии гораздо выше, чем в первом опыте, следовательно NaCl увеличивает скорость коррозии. Fe p-p NaCl на начало путешествияначало далее ОПЫТ 1
ОПЫТ 3. Скорость коррозии очень велика. Железный гвоздь в контакте с медной проволокой опущен в раствор NaCl. Следовательно, NaCl- это сильнокоррозионная среда для железа, особенно в случае контакта с менее активным металлом – медью. р-р NaCl Fe Cu на начало путешествияначало далее
ОПЫТ 4. Наблюдаем коррозию, но не железа, а цинка, т.к. железо в контакте с более активным металлом не корродирует, остается защищенным до тех пор, пока не прокорродирует весь цинк. р-р NaCl Fe Zn на начало путешествияначало далее
ОПЫТ 5. Коррозия железа в данном случае практически отсутствует. Следовательно, NaOH замедляет коррозию, а ионы ОН - являются ингибиторами, т.е. замедлителями коррозии. р-р NaCl +NaOH Fe на началона начало путешествия далее
Станция «ПРАКТИЧЕСКАЯ». Способы защиты металлов от коррозии: Защита более активным металлом; Защита более активным металлом; Отделение металла от агрессивной среды; Отделение металла от агрессивной среды; Использование замедлителей коррозии; Использование замедлителей коррозии; Электрозащита; Электрозащита; Пассивация металлов; Пассивация металлов; Изготовление сплавов, стойких к коррозии. Изготовление сплавов, стойких к коррозии. На начало путешествияначалодалее
Надеемся, те знания, которые получили Вы сегодня, пригодятся Вам в быту и в дальнейшем на производстве. ИТОГ: Надеемся, те знания, которые получили Вы сегодня, пригодятся Вам в быту и в дальнейшем на производстве. на начало уроканачало далее
Использованная литература: Венецкий В.С. В мире металлов. М.,1998. Венецкий В.С. В мире металлов. М.,1998. Мезенин Н.А. Занимательно о железе. М.,1995. Мезенин Н.А. Занимательно о железе. М.,1995. Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. Л.,1989 Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. Л.,1989 Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Неорганическая химия-9. М.,1987. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Неорганическая химия-9. М.,1987. Энциклопедический словарь юного химика. М.,1982. Энциклопедический словарь юного химика. М.,1982. на начало уроканачало