«Преподавание родного языка через использование часов школьного компонента учебного плана»
Ларьяк основан в 1816 году Ларьяк основан в 1816 году Население человек. Население человек. Село Ларьяк расположено на реке Вах Лар-ях - "соровые люди", или люди, ж живущие на заливных лугах…
Более 30 лет Ларьяк являлся культурным центром для национального населения верхнего течения Ваха. В настоящее время Ларьяк - красивое современное село, постоянно развивается. Асфальтированные дороги, новые кирпичные и панельные дома со всеми удобствами.
Муниципальное образовательное учреждение "Ларьякская общеобразовательная средняя школа" В 1920 году была создана школа- интернат 1 ступени. В этой школе обучался 21 ребенок в возрасте от 8 до 17 лет. В 1938 году Ларьякская школа становится средней. На сегодняшний день в Ларьякской школе обучаются более 152 человек, из них: коренной националь-ности - 47 учащихся. Ханты и манси являются жителя-ми коренной национальности. В 1993 году вводится отдельный предмет «Хантыйский язык» (Ваховский диалект).
Направления формирования самосознания у учащихся: ознакомление учащихся с историей, культурой, традиционным образом жизни народов ханты и манси; Формирование у учащихся интереса к культурным ценностям родного этноса, адекватное их восприятие и усвоение; Деятельное отношение к национальной культуре, традиционным видам хозяйственной деятельности народов ханты и манси.
Учебный план школы Язык и литература малочисленных народов Севера История ХМАО Культура народов Севера Традиционная физическая культура Севера Интегрированный курс «Мы – дети природы» Спецкурс «Охотоведение и рыболовство» «Декоративно-прикладное искусство».
Критерии эффективности образовательного процесса школы: Целостность знаний о национальной культуре; Отношение к самому себе как представителю своего народа; Отношение к своему народу (его культуре, языку, религии, укладу жизни, этно-культурным потребностям); Практическая направленность национального самосознания; Творческая активность личности.
Прасина Марина Александровна Учитель родного (хантыйского) языка высшей категории МОУ «Ларьякская ОСШ» Общий педагогический стаж работы 21 лет.
Авторские разработки
Национальный состав
Хантыйский язык в учебном плане школы учебный год: Региональный компонент: Родной язык – 2 часа в неделю, с 1-4 классы «Мы – дети природы» - 1 час в неделю География ХМАО – 8 класс, 1 час История ХМАО – 10,11 классы – 1 час Физкультура – с 1-11 классы – 1 час Школьный компонент: Родной язык с КНС – 5-8 классы, 1 час Фольклор народов Севера – 2-4 классы, 1 час
учебный год Региональный компонент Родной язык и литература КНС – 1 класс - 2 часа; 2-4 классы – 3 часа География ХМАО – 8 класс- 1 час История ХМАО – классы – 1 час Физкультура – со 2-11 класс – 1 час Школьный компонент: «Мы – дети природы» -3-4 классы – 1 час Искусство интеграция с ИЗО
учебный год Региональный компонент: Родной язык и литература КНС- 3 часа, 1-4 классы География ХМАО – 8-9 классы – 1 час История ХМАО – Югры – классы, 1 час Физкультура – 1 час, со 2-11 классы Школьный компонент: «Мы – дети природы» - 4 класс, 1 час
учебный год Школьный компонент: Родной язык и литература КНС- 1-4 классы, по 2 часа 5-8 классы – по 1 часу Физкультура – 5-6 классы – 1 час 10 класс- 1 час
Участие в КВН
В музее собраны и представлены предметы традиционного быта ваховских ханты
В школе создана учебно- промысловая база для проведения учебных заня- тий по традиционным ви- дам промыслов коренных народов Севера.
Приоритетные направления работы школы: - Развивающее личность образование; - Формирование здорового образа жизни; - Формирование этнического самосознания и культуры межнационального общения; - Содержание образования, обеспечивающее качественный его уровень.
Благодарю за внимание!