Оценка компетенций в рамках реализации трех этапов образовательных программ Семинар Федерального ресурсного центра по организации подготовки управленческих кадров для руководителей программ подготовки управленческих кадров 6 сентября 2012 года Материал подготовлен : Г. К. Лапушинская
Компетентностный подход как основа Государственного плана Четкость требований Методических рекомендаций по организации обучения : каждая образовательная программа должна ориентироваться на реализацию компетентностного подхода Под компетентностным подходом в образовании понимается реализация образовательных программ, которые формируют способность специалиста самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки. Компетентностный подход предполагает действенный контроль результатов обучения
Источника финансирования 3 – 3 этапа образовательной программы / аттестации Для образовательных программ типа А и B ( требования заданны в Методматериалах ): 1 промежуточная аттестация : 1. Тестирование по экономике для менеджеров, которое проводится по единому тесту для всех образовательных учреждений 2. Оценку практических навыков. Формы, методы и содержание проведения этой части аттестации образовательное учреждение выбирает самостоятельно. 3. Промежуточную аттестацию по иностранному языку. Проводится образовательным учреждением самостоятельно. 4. Разработку и презентацию наработанных материалов по проекту по итогам завершения первого этапа ( обязательно для образовательных программ типа А ).
2 промежуточная аттестация : 1. Тестирование по общей управленческой подготовке, которое проводится по единым тестам для всех образовательных учреждений. 2. Оценку практических навыков в сфере специализации. Формы, методы и содержание проведения этой части аттестации образовательное учреждение выбирает самостоятельно. 3. Промежуточную аттестацию по иностранному языку. Проводится образовательным учреждением самостоятельно. 4. Разработку и презентацию наработанных материалов по проекту по итогам завершения второго этапа ( обязательно для образовательных программ типа А ).
3 аттестация - итоговая а ) защита аттестационной работы ; b) анализ кейса, утвержденного экспертным советом Комиссии ; c) экзамен по иностранному языку.
Ошибки реализации процедур аттестации, выявляемые при экспертизе (1) 1. Аттестационные мероприятия не должны проводиться в рамках « учебных занятий по курсу » – отдельная процедура 2. Тесты не являются формой контроля формируемых междисциплинарных практических навыков 3. Если выбрана форма проведения оценки, то необходима методика проведения оценки практических навыков в ходе промежуточных аттестаций ( что ?, как ?, кто ? И по каким критериям ?) 4. Если есть право отчисления не прошедших аттестацию, то что считать « НЕ СДАНО » 5. Кто платит, тот и в процессе участвует ( из метод рекомендаций – « Аттестация слушателей проводится образовательным учреждением с приглашением представителей регионального отделения Комиссии и / или регионального ресурсного центра »).
Ошибки реализации процедур аттестации, выявляемые при экспертизе (2) 6. Аттестационная работа – не аналог дипломной работы студента : В программах типа В - проектная разработка, основанная на теоретическом анализе подходов и методов, за счет чего может быть решена обозначенная проблема и задачи. 1. Концентрация на одной ( функциональной ) стороне, например, финансы, маркетинг и др. 2. Индивидуальная ( самостоятельная ) проработка материала. 3. Рекомендации по внедрению проектной разработки. В программах типа А - проект, предполагающий практическую ориентацию решений. 1. Комплексный ( междисциплинарный ) подход. 2. Преимущественно командная работа. 3. Анализ и презентация результатов ( частичной ) реализации проекта. 4. Рекомендации по дальнейшей реализации проекта.
Для программ типа Q Раздел образовательной программы повышения квалификации Количество аудиторных часов 1. Вводная часть (основы предпринимательства в инновационной сфере) Основная часть46 3. Часть игровых имитаций24 4. Работа над проектом (или бизнес-планом) 24 Итого:120 Игровые имитации применяются для оценки степени освоения материала и формирования управленческих и предпринимательс ких компетенций Защищается выпускная работа Выбор форм аттестации – методики – критериев оценки компетенций
Логика оценки компетенций в образовательных программах Госплана Если хотим сформировать у слушателя какие - то компетенции - то сделать это можем только через реализуемые курсы ( темы ) – модель компетенций Если знаем ЧТО хотим сформировать, то должны уточнить КАК будем это делать – формы и методы обучения Если знаем ожидаемый результат, то КАКИМ ОБРАЗОМ проверить его получение – формы и методы контроля
Спасибо за внимание ! Успехов в повышении качества образовательных программ !