Выполнил: Гаджигасанзаде Намаз,10 класс Руководитель: Коврижных Г.Д. МБОУ СОШ 11 1
Гипотеза Мы предположили, что при кажущемся различии семейные ценности православия и ислама основаны на сходных нравственных принципах и духовных ориентирах. Именно они сохраняли целостность семьи в традиционном обществе. 2
Цель исследования: Выяснить черты сходства и различия между исламом и православием в вопросах семьи и брака. Задачи: 1. Сравнить духовные принципы создания семьи в православии и исламе. 2. Выявить, что говорят Священные тексты об обязанностях мужчины и женщины в семье, воспитании детей, взаимоотношении между разными поколениями. 3
Брак в Исламе рассматривается как естественные узы между мужчиной и женщиной. Аллах создал любовь и взаимную привязанность в сердцах супружеской пары, как великое напоминание о Себе Христианский брак является слиянием двух личностей в любви, любви человеческой, которая посредством таинственной благодати Святого Духа может быть преобразована в вечные узы, не нарушаемые даже смертью. 4
" И среди Его знаков - то, Что Он создал для вас жен из вашего же окружения, Чтобы вы находили в них любовь и утешение, И посеял между вами симпатию и привязанность. Истинно, в этом Знак для людей мыслящих." ( Коран, 30:21) " И сказал Господь Бог : не хорошо быть человеку одному ; сотворим ему помощника, соответственного ему … И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек : вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей ; она будет называться женою : ибо взята от мужа. ( Быт. 2, 18, 22-24). 5
«O, люди ! Будьте ответственны перед Богом вашим, Который произвел вас от одного - единственного человека, И от него Он произвел жену его, И от них обоих произошло много людей ; Бойтесь Аллаха и того, с кем Он связал вас взаимными правами ». ( Коран, 4:1) : « Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей ; и будут одна плоть » ( Быт.2:24) 6
Мужчина должен вступить в брак, чтобы остаться добродетельным и предохранить себя от греха. « Мужчины являются попечителями женщин …» « Лучший из вас тот, кто является образцовым для своей семьи ( жены ), как я являюсь для своей » ( Пророк Мухаммед ) Главная миссия мужчины в этом мире быть ответственным за тех, кого он ведет за собой, быть главой, отвечающим за всех перед лицом Всевышнего. « Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» « Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя ; а жена да боится ( своего ) мужа » ( Еф. 5, 22-25, 31-33) 7
Повиновение мужу в том, что не противоречит шариату : «… Мужья выше их по положению …» ( Коран, сура Корова, 228) Воспитание детей. Хранительница домашнего очага. « Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя ; а жена да боится ( своего ) мужа " ( Еф. 5, 22-25, 31-33) Воспитание детей. Хранительница домашнего очага. 8
Деторождение и воспитание детей – величайшая радость и подлинно Божие благословение. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви. Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. 9
Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина, который пользуется неограниченнывми правами. Развод считается состоявшимся, если мужчина прилюдно трижды заявит : " Ты мне не жена ". Брак – это таинство и, как любое таинство, брак относится к вечной жизни в Царстве Божием и, следовательно, не прерывается со смертью одного из супругов, а создает между ними, если они того пожелают и если это дано им, вечную связь. ( Мф. 19, 11). « Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает » ( Мф. 19, 5-6). 10
Развод, « один из самых богомерзких поступков », тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены : за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей. « А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь : жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей ( Апостол Павел, 1 Кор 7, 10-11). « Тот, кто не может хранить целомудрие » после смерти супруга или развода, может вступить во второй брак. « Церковь терпимо относится к этому, вследствие его слабости » (« Против ересей », 69, Раз. 41, кол С – 1025 А ). Разрешая разводы, Церковь, однако, бесчисленное множество раз разъясняла людям зло развода. Терпимость к государственным законам о разводах и на Востоке, и на Западе была терпимостью к « неизбежному злу ». 11
Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты : когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую - нибудь из них. Православная церковь категорично отрицает многоженство, считая это блудом. Блудом считается каждый последующий брак, начиная с третьего. Он не освящается церковью. 12
ЧЕРТЫ СХОДСТВА : 1. Отношение к браку как части Божественного промысла. Соединение вместе мужчины и женщины представляются как естественные и имеющие Божественное происхождение. 2. Основой семьи являются любовь, взаимное уважение, четкое разделение семейных обязанностей и ответственности. 3. Рождение и воспитание детей в семье является обязанностью и Божьим благословением супругов. 4. Отрицательное отношение к разводам, забота о сохранении семьи. Допущение разводов как « неизбежного зла », терпимости к человеческим слабостям. ОТЛИЧИЕ : Полигамный брак в Исламе как исторически сложившаяся система защиты разведённых или овдовевших женщин в определенных демографических условиях. 13