Стандарт специального образования в новых условиях
Специальный образовательный стандарт Специальный стандарт представляет собой адекватный инструмент инновационного развития образовательной системы страны. Он призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям вне зависимости от территории (региона проживания), тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Цели специального образования Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Выделение критериев эффективности тесно связано с выделением потребностей, свойственных всем детям с ОВЗ: - внесение изменений в содержание образования адекватного особенностям детей (интернатные учреждения нуждаются в разработке содержания дополнительного образования и содержания воспитательной работы); - использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию содержания; - индивидуализация обучения, воспитания и коррекции; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной и коррекционно-развивающей среды; - максимально «раздвинуть» образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Предмет стандартизации результаты образования на каждой ступени; структура и содержание образовательной программы; условия, необходимые для получения образования.
Уровни образования Первый уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; Второй уровень – нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка; Третий уровень – нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, т.е. подготовка к жизни в семье и социуме.
Первый вариант специального стандарта Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде. Обязательным условием освоения этого варианта стандарта является качество психолого-педагогического сопровождения – обеспечивающих специальные условия для реализации особых познавательных потребностей, формирование полноценной жизненной компетенции. Обязательным критерием является подготовка педагогического коллектива к работе с такими детьми.
Второй вариант специального стандарта ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные сроки. Среда организуется в соответствии с особенностями развития данной категории и приспосабливается к ребенку. Поэтому критерием эффективности являются особенности организации среды. В рамках этого варианта организуется специальное обучение и воспитание для реализации образовательных потребностей. Критерием является усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний и умений в реальных условиях, планомерное расширение жизненного опыта и обогащение социальных контактов.
Третий вариант специального стандарта (нецензовый): редуцирован «академический» компонент за счет расширения области развития жизненной компетенции. Среда организуется в соответствии с нуждами данной категории. Обязательным компонентом является организация специального обучения и воспитания. Необходимость специальной работы по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду. Смыслом и результатом этой работы является расширение жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень): Ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей степени определяется его индивидуальными возможностями. «Академический» компонент значительно редуцирован, но максимально углублена область развития жизненной компетенции. В этом варианте обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Среда организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательным критерием является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требование специальной работы по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное, поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
«Академический» компонент рассматривается как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации. Для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться непосредственно «здесь и сейчас». В каждой из пяти содержательных областей применяется логика сознательного, разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение «ведет» за собой развитие. Этот принцип является единым для всех вариантов стандарта, включая третий и четвертый и даже индивидуальный уровень образования.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями и умениями, уже необходимыми ребенку в обыденной реальной жизни. Если овладение академическими знаниями направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.
Требования к результатам освоения образовательной программы : - что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; - что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; - насколько активно и свободно и творчески он их применяет.
Характеристика ожидаемых результатов должна даваться: В единстве всех компонентов образования; Подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается сохранить в его традиционном виде; Для оценки результатов жизненной компетенции ребенка – предлагается использовать метод экспертной оценки. Она должна объединить всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком. Результаты могут быть отражены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка.
Функции специальных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья Максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием; Дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и др.; Гарантировать ребенку удовлетворение обычных и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала; Обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;
Функции специальных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья Обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего рекомендациям специалистов; Обеспечить механизм взаимодействия общего и специального образования и сделать регулируемым процесс обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; Обеспечить детям с ОВЗ равную возможность переходить из одного типа образовательного учреждения в другое; Создать условия и стимулировать модернизацию образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.
Содержательные области образования Язык – речевая практика; Математика – практика применения математических знаний; Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром; Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми; Обществознание – практика жизни в социуме. Каждая образовательная область включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции
Язык и речевая практика 1.Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. 2.Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. 3.Развитие вкуса и способности к словесному творчеству, соответствующему возрасту и развитию ребенка.
Математика и применение математических знаний 1.Овладение началами математики (например, понятие «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.). 2.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (использовать меры измерения пространства и времени в различных видах деятельности, разумно пользоваться деньгами и др.). 3.Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.
Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром 1.Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. 2.Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. 3.Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.
Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми 1.Овладение первоначальными знаниями о человеке. 2.Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта. 3.Развитие вкуса и способности к разносторонней самореализации, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения строить планы на будущее, считаясь с чувствами и намерениями других людей.
Обществознание – практика жизни в социуме 1.Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства. 2.Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных правил, ритуалов, навыков, соответствующих полу и возрасту ребенка. 3.Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально значимых задач, соответствующих возрасту ребенка
Критерии, связанные с ресурсным обеспечением получения детьми образования: Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области коррекционной педагогики), а также кадров осуществляющих медико-психолого-педагогическое сопровождении ребенка в системе получения им образования; Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая информационно-образовательную среду. Информационное обеспечение.