Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 1. Введение. Преподаватель: к.пс.н., И.В. Брагина Сайт: www.ustirina.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Advertisements

Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
План 1. Образование как ценность, процесс и результат.Образование как ценность, процесс и результат 2. Сущность педагогического процесса.Сущность педагогического.
Педагогика Наука об образовании (воспитании и обучении человека в его собственных интересах, в интересах общества и государства (условное определение).
Педагогика как наука. Система педагогических наук.
Воспитание как педагогический процесс.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогика как наука. Древняя Греция Paides - дети ago – вести Педагогика Ксенофонт Платон Сократ.
Педагогика как наука Лекция 1. Древняя Греция Paides - дети ago – вести Педагогика Ксенофонт Платон Сократ.
Опыт внедрения в работу методического объединения инновационной программы «Культурологическое образование»
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
Проектирование системы оценки качества дошкольного образования Т.В. Морозова эксперт ИПОП «Эврика»
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Транксрипт:

Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 1. Введение. Преподаватель: к.пс.н., И.В. Брагина Сайт:

Понятие педагогики Пαιδαγογια – детовождение В Древней Греции – раб На Руси (XII в.) – мастер

Объект педагогики Макаренко А.С., 1922 г.: педагогический факт (явление). Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества

Предмет педагогики - Образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурных учреждениях).

Образование как ценность: Государственная Общественная Личностная Образование как система: Дошкольное образование Общее образование Профессиональное образование Послевузовское профессиональное обр. Дополнительное образование Образование как целостный педагогический процесс

Образование как процесс: Переход ученика от позиции объекта на позицию субъекта Образование как результат: Грамотность Компетентность Образованность

Образование это … по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя.

Основные понятия педагогики

Социализация – это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни

Развитие – – это совокупность процессов качественного изменения психики человека, формирование психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы

Периодизация возрастного развития Возрастной период Ведущая деятельность Новообразования возрастного развития Непосредственно- эмоциональное общение со взрослыми Потребность в общении. Эмоциональные отношения Младенчество (до 1 года) Предметно-орудийная деятельность Раннее детство (1-3 года) Речь и наглядно- действенное мышление Ролевая игра Дошкольный возраст (3-7 лет) Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности Учение Младший школьный возраст (7-11 лет) Произвольность. Внутренний план действия. Рефлексия Общение Подростковый возраст (11-15 лет) Стремление к «взрослости» Старший школьный возраст (15-17 лет) Учебно- профессиональная деятельность Мировоззрение. Профессиональные интересы

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы это процесс изменения мотивационно- ценностной системы личности воспитанника

Обучение – это активный целенаправленный процесс передачи другому человеку социокультурного опыта предыдущих поколений и организация освоения этого опыта Учение – это целенаправленное, сознательное присвоение передаваемого ему общественно- исторического опыта

(Р.С. Немов) ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ -и-интеллект. - личностное и когнитивное развитие развитие -р-результат: ЗУН - св-ва и качества личности -о-осуществляется - через межличн. через практич. и общение предметную деятельность

Педагогика в системе наук о человеке Отрасли педагогикиОсновные задачи Общая педагогика История педагогики Возрастная педагогика Социальная педагогика Сравнительная педагогика исследует общие закономерности образования изучает теорию и практику воспитания и образования в различных цивилизациях и в различные исторические периоды изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная и школьная педагогика, педагогика взрослых – андрогогика) разрабатывает теорию и методику внешкольного образования детей и взрослых исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем их сопоставления и сравнения

Функции педагогики Теоретические: Объяснительно-описательная Диагностическая Прогностическая Практические: Проективная Преобразовательная Рефлексивная

Парадигмы педагогики Теоцентрическая Рациоцентрическая Антропоцентрическая ВЕРА ЗНАНИЕ «Я» ЛИЧНОСТИ

Теоцентрическая парадигма педагогики Появилась до нашей эры. Идея предопределенности жизни человека высшим духовным началом (олимпийскими богами, судьбой, Космосом, Богом).

Сократ: человек становится личностью независимо от событий и суеты социальной жизни Платон: развитие личности это «разворачивание» ее души Время расцвета ТП – средневековье. Сегодня: православная педагогика, вальдорфская педагогика.

Основные черты теоцентрической парадигмы Потенциал развития ребенка и его будущего совершенства обусловлен Высшей Волей, Богом. Идея Божественного призвания. Школа в рамках данной парадигмы, до XVII в., по сути, не умела еще учить детей.

Рациоцентрическая парадигма педагогики Зародилась в культуре Нового времени (XVII век). Основная идея: границы человеческого существования устанавливаются самим человеком благодаря его разуму.

Основные черты рациоцентрической парадигмы Рационализм. Я.А. Коменский: ступень ощущений ступень пояснений ступень упражнений Образование носит отраслевой характер.

Классно-урочная форма обучения Обучение в одновозрастной группе Планирование учебной работы Основная единица учебного занятия – урок Педагог доминирующий субъект образовательного процесса Ребенок – объект действий педагога

Модель обучения: «знаниевая» или «школа учебы»

Характеристики «школы учебы» «-» Преподается книжное знание Ориентация на «общее образование» Единый учебный план Запрет общения, взаимопомощи Подавление индивидуальности «+» Глубокая разработка общетеоретических основ обучения Четкая организация учебного процесса, управляемость Полное соответствие ценностям РПП

Антропоцентрическая парадигма педагогики Зародилась в эпоху Возрождения (XIV век). Идея: одним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек.

Антропоцентрическая парадигма педагогики Ж.-Ж. Руссо (1762): Изначальное совершенство ребенка Природосообразность воспитания Свобода в воспитании Гуманизм. В.В. Розанов (1899): Принцип индивидуальности Принцип целостности Принцип единства типа Джон Дьюи, Мария Монтессори, Л.Н. Толстой

Основные черты антропоцентрической парадигмы Школа перестает быть основным источником знаний Учитель несет все меньшую ответственность за результаты образования Воспитание становится приоритетом в образовании. Появление категорий «свобода», «выбор».