Модернизация региональной системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Качество образования – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства.
Глоссарий гарантии качества и аккредитационных терминов ЮНЕСКО: 1) гарантированная реализация минимальных стандартов образования; 2) способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными; 3) способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; 4) стремление к совершенствованию.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» «Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».
Введение нового ФГОС НОО: требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным; метапредметным; предметным.
в основу положен деятельностный подход в образовании; акцент сделан не на содержании образования, а на его результатах; впервые продекларирован отказ от приоритета только репродуктивных (информационных) знаний, умений и навыков; Введение нового ФГОС НОО:
результаты освоения основной образовательной программы рассматриваются как интегральная характеристика личности младшего школьника, которая включает в себя - культурные предметные способы действий (предметные результаты); - универсальные учебные действия (ключевые компетентности); - личностное развитие (наличие социального опыта, в том числе приобретаемого посредством общественно-полезных практик) младшего школьника. Введение нового ФГОС НОО:
Требуются новые принципы и подходы к системе оценивания результатов образования: переход на критериальную, содержательную оценку; оценку индивидуального прогресса учащихся; разделение и по содержанию, и по функциям, и по формам текущего и итогового оценивания; расширение форм и способов оценочных процедур; изменение в подходах к контрольно-измерительным материалам, а также к способам и формам предъявления образовательных (учебных и внеучебных) достижений младших школьников с использованием электронных форм оценки.
В ФГОС НОО разработаны требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, что актуализирует необходимость модернизации региональной системы оценки качества образования
Модель системы оценки качества образования в Республике Алтай Целевой элемент Цель задачи Содержательный элемент принципы методы Критерии СОКО РА Информационно- технологический элемент Результативный элемент Система мониторинга качества образования Повышение качества предоставляемых образовательных услуг Система управления качеством образования Определение уровней качества
Нормативно-правовые акты «Концепция системы оценки качества образования в РА» и «Положение о системе оценки качества образования в РА» (приказ МОН и МП РА от 25 апреля ; «Концепция системы оценки качества образования в РА» и «Положение о системе оценки качества образования в РА» (приказ МОН и МП РА от 25 апреля ; «Регламент функционирования системы оценки качества образования в РА», «Положение об оценке учебных и внеучебных достижений обучающихся в ООУ РА» (приказ МОН и МП РА от 22 мая ) «Регламент функционирования системы оценки качества образования в РА», «Положение об оценке учебных и внеучебных достижений обучающихся в ООУ РА» (приказ МОН и МП РА от 22 мая )
разработана программа «Мониторинг эффективности системы общего образования в Республике Алтай» на период с 2009 по 2011 гг.; разработана программа «Мониторинг эффективности системы общего образования в Республике Алтай» на период с 2009 по 2011 гг.;
достигнуто понимание педагогическим сообществом РА необходимости расширения требований к результатам образовательной деятельности общеобразовательных учреждений, определяемым через знания, умения, навыки, компетентности и социальный опыт обучающихся; достигнуто понимание педагогическим сообществом РА необходимости расширения требований к результатам образовательной деятельности общеобразовательных учреждений, определяемым через знания, умения, навыки, компетентности и социальный опыт обучающихся; сформирован институт независимых экспертов и общественных наблюдателей. сформирован институт независимых экспертов и общественных наблюдателей.
Задачи модернизации региональной СОКО: Совершенствование содержания, критериев, процедур, инструментария оценивания, и методического обеспечения функционирования СОКО на различных уровнях; Разработка комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
Разработка критериев оценки эффективности деятельности образовательного учреждения, учитывающих требования ФГОС; Создание системы менеджмента качества образования, обеспечивающей достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.