Е КАТЕРИНБУРГ 2010 Презентация результатов практической деятельности за межаттестационный период г. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Отдел образования администрации Орджоникидзевского района Образовательное учреждение: МОУ СОШ 115 учитель начальных классов: Талипова С.В.
Талипова Светлана Владимировна Образование: Свердловский государственный педагогический институт, 1990 г. Специальность: Педагогика и методика начального обучения Квалификация: Учитель начальных классов Занимаемая должность: Учитель начальных классов Общий трудовой стаж: 29 лет Педагогический стаж : 29 лет Квалификационная категория: первая Аттестация по счету: последующая (четвертая )
К УРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 2008 год – семинар «Реализация требований ГОС начального общего образования», ИРРО 2009 год – курсы «Основы методической работы в образовательном учреждении», МУИМЦ «Дом Учителя» 2010 год – курсы «Реализация требований ФГОС второго поколения в обучении младших школьников», МУИМЦ «Дом Учителя» 2010 год – курсы «Формирование универсальных учебных действий - основное направление ФГОС(а) второго поколения», ИМЦ Верх-Исетского района 2010 год – курсы «Технология написания текстов научного жанра», ИМЦ Орджоникидзевского района 2010 год – курсы «Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе»
Н АПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность – преподавание дисциплин начальной школы по УМК «Гармония»; Методическая работа Методическая работа – над темой самообразования: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»; Воспитательная деятельност Воспитательная деятельност ь – классное руководство. Внеурочная деятельность – районное юнармейское движение, защита рефератов, участие в олимпиадах
М ЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Член жюри районной олимпиады «Умники и умницы» год. Член жюри городского конкурса «Хочу стать академиком» 2009 год. Участие в семинаре «Технология современного урока в системе Л.В. Занкова», 2007 г. Выступление на педагогических советах и ШМО учителей начальных классов. С 2000 года по 2008 год – руководитель ШМО начальных классов
Методическая тема Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
А КТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : определяется тем, что в современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – развитие орфографической зоркости. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение в любой школьной дисциплине.
Цель педагогической деятельности: выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и разработать комплекс орфографических упражнений для её выработки. Задачи: на основе анализа лингвистической и психолого- педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы; определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы 1,2,3,4 классов по русскому языку и учебные пособия (комплект «Гармония») для учащихся начальных классов; разработать методический комплекс упражнений, направленный на развитие орфографической зоркости с учётом возрастных особенностей учащихся. Проверить эффективность предложенной методики посредством применения её на уроках..
Объект исследования: Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе, направленный на развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка. Предмет исследования: Предмет исследования: являются приёмы и методы, позволяющие развивать орфографическую зоркость у учащихся сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках русского языка.
Условия Педагогические: Использование личностно-ориентированного подхода, ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе. Использование педагогического партнёрства Дидактическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Повышение профессионального уровня педагогаМатериально-технические: УМК «Гармония». Методическая литература. Справочники, словари, энциклопедии Телевизор, DVD Видео, аудиотека. Современная мебель, парты, доска.Санитарно-гигиенические: Освещение кабинета и доски, соответствующее санитарным нормам. Питьевой режим в открытом доступе.
Гипотеза исследования: У младших школьников будет успешно формироваться орфографическая грамотность, если в комплекс упражнений по русскому языку будут включены упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости: письмо с проговариванием; списывание; комментированное письмо; письмо по памяти с предварительной подготовкой; письмо под диктовку; письмо по памяти; творческие работы.
Теоретико – методологическую основу моего исследования составили труды учёных по теории личностно – деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин). Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого – педагогической литературы; лингвистические (описательный, функциональный); экспериментальный (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); математические методы обработки результатов.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса упражнений, направленного на развитие орфографической зоркости, который может быть использован учителями начальных классов.
Факторы орфографической зоркости и средства их реализации Фактор Зрительный Слуховой Рукодвигательный Проговаривание Комментирование Упражнение списывание, письмо с «окошками», диктант с обоснованием, работа с сигнальными карточками; письмо под диктовку упражнения, т.е ритмичное движение руки; комментированное письмо, творческие работы, звукобуквенный и орфографический разборы; письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Заключение Проведенное диагностическое исследование по определению уровня орфографической зоркости младших школьников на разных этапах эксперимента показало, что уровень орфографической зоркости у учащихся вырос. Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Основные цели и задачи, поставленные в работе, достигнуты. Можно утверждать, что применение активных методов позволит поднять процесс формирования орфографической зоркости младших школьников на качественно новую ступень.
У СПЕВАЕМОСТЬ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ 2. Качество знаний учебный год – 64,6 % учебный год – безотметочное обучение учебный год – 71,4 % 1.Успеваемость учебный год – 100 % учебный год – 100 % учебный год % 71,4 % безотметочное 64,6% Успешный ученик 100% Результативность работы
ВЕСТИ С УРОКОВ
Уроки-экскурсии
Ежегодное участие в международных конкурсах: «КЕНГУРУ» (58%) «РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК» (64%)ПРИЗЕРЫ 2 место - Чирушина Ирина 1 место – Авдонина Татьяна 2 место - Авдонина Татьяна 3 место - Колос Елена
Конкурсы Районный конкурс «Суперчитатель» Маньков Слава, Куликова Надя Районный конкурс «Юный Эрудит» Авдонина Татьяна, Чирушина Ирина Районная защита проектов Авдонина Татьяна, Зайкова Соня, Пермяков Александр. Районный конкурс кроссвордов «Будь здоров» Лукашук Алена, Чикунов Илья Районный конкурс агитбригад по пожарной безопасности «Огонь – хороший, огонь - плохой» - 3 место В рамках совместного проекта МОУ СОШ 115 и МОУ ДОД ЦДТ «Галактика» «Мы Уральцы» место (приз «Экскурсия по городу») – 3 место
ЮНАРМЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ЮНАРМЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В НЕКЛАССНАЯ РАБОТА
А ЭТО МЫ
Планирование деятельности На будущее для меня будут актуальными такие задачи: 1. Поиск и накопление новых методов и приёмов по развитию орфографической зоркости учащихся в третьем и четвёртом классах. 2. Продолжение теоретической подготовки данной темы. 3. Систематизация и анализ результатов.
Е СЛИ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ БЫТЬ ШИРОКОЙ ДОРОГОЙ, БУДЬ УЗЕНЬКОЙ ТРОПИНКОЙ. Е СЛИ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ БЫТЬ СОЛНЦЕМ, БУДЬ ЗВЕЗДОЙ НА НЕБЕ. Т ОЛЬКО НАЙДИ СВОЕ ДЕЛО И СТАРАЙСЯ СТАТЬ САМЫМ ЛУЧШИМ. Д УГЛАС М ЭЛЛОХ. Повышать эффективность использования ИКТ- технологии Апробировать новые подходы в обучении Продолжить формирование методической копилки Поиск и накопление методов и приемов по развитию орфографической зоркости - -
Б ЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ