ФГОС НОО и деятельностный подход в начальной школе. Патрикеева Ирина Евгеньевна В современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею – значит не знаю». В.В. Давыдов.
Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основных образовательных программ. Закон 1992 г. Закон 2007г.
Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Интересы и потребности личности, общества, государства Миссия образования Образовательный процесс в разнообразии видов деятельности младших школьников
Результаты освоения ООП Личностные Метапредметные Предметные
Структура ООП НОО Пояснительная записка Планируемые результаты освоения ООП НОО Учебный план ОУ Программа формирования УУД Программы по отдельным учебным предметам Программа духовно-нравственного развития и воспитания Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
Условия реализации ООП Кадровые Финансовые Материально-технические Иные: к информационно-образовательной среде к учебно-методическому и информационному обеспечению к оценке исполнения ФГОС НОО к организации управления реализацией ООП НОО
Введение ФГОС начального образования –это переход от знаниевой парадигмы к деятельностной парадигме
ЗНАНИЕВОЕ ОБУЧЕНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ Цель образования как усвоение ЗУН Цель как формирование умения учиться Изолированное изучение системы научных понятий отдельных областей знания Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Стихийность учебной деятельности ученика Создание индивидуальных образовательных траекторий Индивидуальная форма усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества
Этапы учебной деятельности: Ученик сам формулирует проблему, 2. Ученик сам находит ее решение, 3. Ученик сам решает, 4. Ученик сам оценивает правильность этого решения.
Традиционный урок Деятельностный урок Общие целиВооружение учащихся ЗУНами, в ходе которого развитие личности является следствием и понимается как развитие отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания). Формирование учебной деятельности, превращающей ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. Профессиональная позиция учителя Центральная фигура урока: учит, показывает, объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, спрашивает, проверяет, оценивает. Деятельность идет от учителя. Организатор учебной деятельности школьников: объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, сознательно ошибается, создает ситуацию успеха, совещается, предотвращает, стимулирует, закрепляет авторитет ребенка среди товарищей. Позиция ученикаОбъект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Субъект учения. Деятельность идет от ребенка. Характер отношений учителя и ученика В большинстве случаев авторитарный тип отношений педагога к детям. Характер отношений учащихся между собой Не планируется всей системой. Взаимоотношения учащихся в коллективно- распределенной деятельности определены самим содержанием обучения. Содержание учебного материала Некая сумма знаний, умений и навыков, определенная стандартом образования. Система понятий и способы деятельности. Метод обученияДопускается многообразие методов, связанных с объяснением и показом. В основном через вербальный способ, показ и тренировку, повторение и практические занятия. Единственно возможный метод - решение учебных задач через систему учебных действий. Контроль и оценивание как ведущие учебные действия. Моделирование как способ решения учебной задачи.
Что дает групповая работа ребенку? 1) эмоциональную и содержательную поддержку, без которой некоторые дети вообще не могут включиться в деятельность; 2) каждому ребенку возможность пробы своих сил без внимания всего класса и давящего авторитета взрослого; 3) опыт выполнения работы; 4) возможность одновременно строить человеческие и деловые отношения детей.
Условия организации групповой работы: 1) заложить в задание конструктивный конфликт (задания-ловушки, предполагающие обсуждение разных точек зрения); 2)обучать детей умениям коллективного взаимодействия, в том числе демонстрируя примеры «негативного сотрудничества»; 3) провести всю предварительную работу по уяснению содержанияя, способа решения, форы предъявления результата до того, как будет сказано, что работа будет осуществляться в группе.
Структура групповой работы: 1) фиксация вопроса задачи (в знаковой или символической форме) и неоднократное возвращение к нему в ходе поиска; 2) анализ условий задачи; 3) фиксация разных точек зрения в виде схемы или протокола; 4) подготовка выступления от группы.
Виды взаимодействия: простое: все высказывают свои точки зрения; сложное: распределены между детьми разные точки зрения; ролевое взаимодействие (исполнитель – проверяющий, экспериментатор – контролер – протоколист); конвейерный тип взаимодействия – распределена последовательность операций; кооперационный тип взаимодействия
Общие правила организации групповой работы: 1) ГР необходимо культивировать, т.е. систематически находить для нее место и время; 2) Дать образец взаимодействия, обсуждать правила и нормы; 3) Норма освоена после разбора 2-3 ошибок хода взаимодействия; 4) Не более 10 минут; 5) Формирование групп, смена составов через 2-3 раза; 6) Не заставлять объединяться; 7) Оценивать общую работу группы; 8) Запуск ГР после общего открытия способа действия.
Структура учебного года : Фаза совместного планирования составляет основное содержание профессиональной деятельности педагогов в течение первого месяца учебного года. По материалам прошлогодней итоговой контрольной работы составляется текст стартовой работы, которая проводится до 4 сентября. Анализ выполнения данной работы позволяет учителю и учащимся спланировать коррекцию и контурно наметить задачи на учебный год. Фаза постановки и решения задач – это основная часть учебного года – с октября по апрель, во время которой происходит разворачивание учебной деятельности. Рефлексивная фаза приходится на апрель-май. В это время определяется содержание итоговых работ, проводятся сами работы, анализируются и представляются учебные результаты года. Аналитическая фаза учебного года приходится на май-август. В это время собираются статистические данные о результатах образовательного процесса, на их основе выполняется содержательный анализ и определяются задачи на следующий год.
Только становясь субъектом собственных действий и собственной деятельности, человек впервые обретает возможность стать личностью. В.В. Давыдов