Новые подходы к организации системы оценивания планируемых результатов начального общего образования
Контроль - действие, направленное на обнаружение недостатков, пробелов, ошибок. Контроль – это средство организации, регуляции совместной и индивидуальной деятельности учащихся, направленное на выявление, измерение и оценивание знаний умений обучаемых.
Оценка – это суждение о качестве объекта или процесса. Отметка в педагогической литературе трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах (5,10,12,100), цветом, каким-либо другим символом.
9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные, позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Основные результаты начального общего образования Формирование универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний; Воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; Индивидуальный прогресс в основных сферах личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Особенности предлагаемой системы оценки: Комплексный подход к оценке результатов образования (предметные, метапредметные, личностные) Использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных (анонимных); Содержательной и критериальной базой оценки являются ПР освоения основных образовательных программ; Оценка динамики образовательных достижений учащихся; Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; Уровневый подход; Использование накопительной системы оценивания; Использование наряду со стандартными письменными и устными работами, таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Контроль и оценка учителя за ходом формирования УД учащихся, уровнем развития мышления, ЗУН, способности к умению учиться Формирование действий самоконтроля и самооценки учащихся
В возрасте лет интенсивно развивается самосознание: ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры и пр.), коллективные понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций; в то же время ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Принципы оценивания (Г. А. Цукерман) -определение критериев перед оцениванием определенного действия учащегося; -вначале самооценка, а потом учительская; -соотнесение оценки учителя и учащегося по объективным критериям оценки (т.е., для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания – например, количество звуков в слове, но не красота написания букв);
Портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4.Результаты и материа- лы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности
Если ученик выполнил правильно от 50% до 100% заданий базового уровня, то можно говорить о том, что ребенок «достиг базового уровня», это свидетельствует об усвоении опорной системы знаний и овладении простыми учебными действиями, необходимыми для продолжения образования в основной школе. Если ученик выполнил правильно не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня, в этом случае можно говорить о «повышенном уровне». Ученик демонстрирует усвоение опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.