Системно- деятельностный подход в обучении. Сущность деятельностной теории учения (кратко) 1. Конечной целью обучения является формирование способа действий;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Advertisements

Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход на уроках музыки Овсянникова Н.П.
Личностно – ориентированное обучение Презентация учителя математики средней школы 5 Петровой В.Е.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Тема педсовета: «Урок! Каким он должен быть в аспекте ФГОС НОО?»
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Что такое системно - деятельностный подход в образовании? Что такое системно - деятельностный подход в образовании? Развитие личности человека - это развитие.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Транксрипт:

Системно- деятельностный подход в обучении

Сущность деятельностной теории учения (кратко) 1. Конечной целью обучения является формирование способа действий; 2. Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью; 3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Положения деятельностной теории (подробнее) 1. Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена; 2. Механизмом осуществления деятельности является решение задач; 3. Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения; 4. Существуют два специально организуемых вида деятельности людей, в процессе которых они усваивают опыт предыдущих поколений – воспитание и учение;

5. Процесс учения – это деятельность обучаемого, или учебная деятельность; 6. Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность, или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется; 7. Конечной целью обучения является формирование способа действий; 8. Всякое обучение знаниям в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний; 9. Первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, составляющие эту деятельность;

10. Содержание обучения составляют не заданная система знаний и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы; 11. Знать – значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями; 12. Усваивать знания можно, только оперируя ими; 13. Знания - не цель обучения, а его средства; по отношению к деятельности они играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия; 14. Проектирование учебной деятельности необходимо начинать не с формулировки системы знаний, а с анализа будущей деятельности; 15. При организации и проведении процесса обучения исходными являются знания, и именно потому, что они выполняют служебную функцию (инструмент).

Особенности учебной деятельности 1. Учебная деятельность проектируется и организуется учителем; 2. Цель учебной деятельности задается учителем и может быть не известна обучаемому. Как правило, обучаемому дают задачи, и цель для обучаемого – решение этих задач; 3. Цель и продукт учебной деятельности – не преобразование внешних объектов, а изменения в самом субъекте деятельности, обучаемом (обучаемый переделывает, преобразует, изменяет себя); 4. Субъект учебной деятельности одновременно является и ее объектом; 5. Результат учебной деятельности, в отличие от других видов деятельности, не отторгается от ее субъекта, так как является свойством самого субъекта;

6. Ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач; 7. В учебной задаче значение имеет не ответ (единственное требование к нему - быть правильным), а процесс его получения, так как способ действий формируется только в процессе решения учебных задач; 8. Учебная деятельность – это и цель (желание), и продукт (результат) деятельности обучаемого; 9. Для того чтобы цель и продукт учебной деятельности совпадали, т.е. в результате получалось то, что наметил обучаемый, необходимо управление учебной деятельностью; 10. Потребность в учебной деятельности, как правило, опосредована (чаще учеба нужна родителям, а не детям); 11. Часто отсутствует или слабо выражена мотивация.

Структура учебной деятельности (функциональная) 1.Содержательная часть (определяет чему учить) 2.Мотивационная часть (интерес – двигатель учения) 3.Ориентировочная часть (объясняет и подготавливает) 4.Исполнительная (обеспечивает получение результата) 5.Контроль-корректировочная (анализ правильности выполнения деятельности и внесение коррекции в свои действия)

Структура учебной деятельности (организационная) вводно-мотивационный, операционно-исполнительный, контрольно-оценочный

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов второго поколения

УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно- деятельностного подхода.

Дидактические принципы 1.Принцип деятельности 2.Принцип непрерывности 3.Принцип целостности 4.Принцип минимакса 5.Принцип психологической комфортности 6.Принцип вариативности 7.Принцип творчества

Типология урока Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки. (по Дусавицкому А.К.) уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. (школа 2100)

Критерии результативности урока, вне зависимости от типологии урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения) В качестве заключения: