Исаева Елена Дмитриевна «Развитие творческой активности и формирование приемов самореализации личности учащихся и формирование приемов самореализации личности учащихся при обучении математике».
Условия возникновения и становления опыта Социальная потребность в творчестве и творческих личностях Потребность учащихся реализовать заложенные в них творческие силы, реализовать себя, проявить свои возможности, показать значимость своего личностного "Я" в глазах других людей. Необходимость максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создание условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования.
Технология опыта Ведущая идея моего опыта направлена на разработку путей развития творческой активности и формирование приемов самореализации личности учащихся. Поставив целью развитие творческих способностей детей, я выделила ряд задач: - поддерживать и развивать интерес к предмету; -развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; -учить основам самообразования, работе со справочной литературой, с современными источниками информации (Интернет); -показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики; -учить мыслить широко, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Технологии: игровые технологии; развивающего обучения; уровневой дифференциации ; проблемного обучения; личностно ориентированного обучения информационно- компьютерные технологии Теоретическая база опыта
ОПИСАНИЕ ОПЫТА Слово творчество происходит от слова творить и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте. Творчество (креативность)- способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлечен ные чаще болеют и быстрее стареют.
Развитие творческой активности. Что это значит? Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражаться ученику. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Элементы математики, определенные как возможность для творчества Изготовление геометрических фигур, тематических плакатов. Поиск интересных математических загадок и логических задачек. Составление задач по готовым решениям. Кроссворды, сканворды, кросснамберы. Игровые технологии. Опережающее обучение. Создание проблемной ситуации. Информационные технологии.
Информационные ресурсы темы: Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 1998 год. А.М.Матюшкин. Развитие творческой активности школьников. Москва, 1991г. В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры, Москва, Просвещение, 1990г. И.С. Якиманская. Технология личностно ориентированного образования. Библиотека журнала «Директор школы», Москва, 2000г., выпуск 7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, bsu. edu.ruhttp://ipkps