Пальчиковый самомассаж и конструирование из природного материала. Разработчик: Долина Юлия, студентка 5 курса, ИСП «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант
Актуальность У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина). При тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Таким образом, развитие двигательного аппарата, в частности мелкой моторики пальцев рук, является фактором, стимулирующим развитие речи, что и определяет актуальность данной программы.
Цель и задачи Цель: создание условий для развития мелкой моторики как средства совершенствования артикуляционной базы у детей с речевыми нарушениями. Задачи: 1) развитие творческих способностей детей в процессе конструирования. 2) формирование эстетического вкуса и эстетических чувств при работе с природным материалом. 3) развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук с использованием приемов самомассажа и творческой деятельности.
Отличительная особенность модуля Для развития мелкой моторики используются приёмы самомассажа, конструирование из сосновых, еловых шишек. Модуль предназначен для учащихся 1-х классов общеобразовательной массовой школы, имеющих нарушения речи ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи), ОНР III уровня (общее недоразвитие речи). Модулем предусмотрено использование экологически чистого дидактического материала, преимущество которого в том, что он доступен и не требует материальных затрат. Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Содержание модуля I. Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. II. Конструирование из природного материала.
п/п Тема занятияКоличест во часов Формы, методы проведения Планируемый результат 1Введение1Групповые занятия. Игровой метод. Представления о возможности использования природного материала на логопедических занятиях. 2Выкладывание геометрических фигур из еловых, сосновых шишек (квадрат, треугольник, куб, трапеция и т.д.) 2Ориентирования в деятельности. Выполнение заданий по инструкции. Модели геометрических фигур. 3Воссоздание предметов по представлению 1Формирование творческого воображения, ручной умелости. 4Воссоздание предметов по описанию 1Формирование творческого воображения, ручной умелости. 5Воссоздание предметов по содержанию малых фольклорных форм (загадки) 1Развитие творческого воображения, образного мышления, ручной умелости. 6Самомассаж с использованием еловых, сосновых шишек: -упражнения для пальцев рук -упражнения для кистей -упражнения для внутренней стороны предплечья -упражнения для внешней стороны предплечья 4Индивидуальные занятия. Игровой метод. Развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей.
Предполагаемые результаты 1. Совершенствование мелкой моторики пальцев и кистей рук, артикуляционной моторики. 2. Развитие творческого потенциала личности. 3. Расширение эстетических представлений.
Оценка эффективности модуля. I.Тесты для оценки общей и мелкой моторики: 1. Обследование общей произвольной моторики. 2. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив. 3. Исследование дифференциации пространственных понятий. 4. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда). 5. Исследование развития кинестетической основы движений руки. 6. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»). 7. Определение конструктивного праксиса. 8. Выявление синкинезий. 9. Исследование кинетической основы движений руки. 10. Исследование пространственного восприятия. 11. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы). 12. Монометрический тест. 13. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).
Оценка эффективности модуля II. Тесты для исследования функций органов артикуляции : 1. состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония); 2. возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия); 3. качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.). 4. обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса; 5. обследование кинетического орального праксиса.
I. Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 1. Сильное надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и середину ладони (рис. 1). 2. Положить шишку на середину ладони одной руки и под счёт сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично (рис.2).
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 3. Шишки на ладонях обеих рук, одновременно сжимать и разжимать пальцы рук (рис.3). 4. Руку согнуть в локтевом суставе, предплечье вертикально, пальцы развести в стороны («ёжик»). Шишку перекатываем от запястья большого пальца по боковым сторонам до запястья мизинца и наоборот (рис.4).
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 5. Руку положить на ровную поверхность ладонью вверх. Шишку перекатываем от локтя до конца мизинца и обратно к локтю, смещая шишку, перекатываем её до конца безымянного пальца и обратно к локтю и т.д., такими движениями по всей ширине руки пройдём до большого пальца и обратно (рис.5). 6. Руку положить на ровную поверхность ладошкой вниз. Шишку перекатываем от локтя до конца большого пальца и обратно, смещаясь параллельно, проходим такими движениями до мизинца по всей ширине руки и обратно (рис. 6).
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 7. Шишку положить между ладонями, делаем круговое движение, постепенно увеличивая нажим и темп (рис. 7). 8. Перекатывание шишки по твердой поверхности сначала правой, затем левой, а потом двумя руками одновременно (рис. 8).
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 9. "Пальчиковый бассейн". "Бассейн" можно сделать очень просто: взять любую неглубокую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ("Бассейн" можно сделать не один, а три, четыре, в зависимости от величины камушков или шишек: мелкие, крупнее, еще крупнее; аналогично с шишками). "Купая" пальчики в таких "Бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику (рис. 9).
II. Комплекс игр и игровых упражнений. 1. По заданию. 2. По описанию. 3. Придумай загадку и ответ изобрази через фигурку. 4. Аппликация. 5. Бусы.
1. По заданию. Построй плоскую геометрическую фигуру и расскажи. Или придумай загадку (рис.1). Четыре шишечки сложил И квадратик получил. У треугольника три стороны, И они могут быть разной длины. У кубика много равных сторон. Можно построить из кубиков дом. Трапеция больше на крышу похожа. Юбку рисуют трапецией тоже. Взять треугольник и верх удалить – Трапецию и можно и так получить.
2. По описанию. Мельница крыльями машет вдали. Будет мука, чтоб пирог испекли. 3. Придумай загадку и ответ изобрази фигуркой из шишки. «Стоит Антошка на одной ножке».
4. Аппликация. 5. Бусы. Потребуются зерна пшеницы, овса, шишки, семена шишек.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!