Не с глаголами. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Русский язык, 5 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова С.Р. Светлый г.
Прочитайте текст и назовите признаки глагола. Зелёный и таинственный Средь моря остров спит… Быть может, там воинственных Ошибок мир лежит? А может мы с весёлыми Там встретимся с глаголами? Там, за бортом, направо Уже видна земля. И до земли остался Лишь поворот руля. А остров охраняют огромных три кита.
Признаки глагола. Грамматическое значение – действие (глагол обозначает трудовую, речевую, умственную деятельность, перемещение, передвижение предметов, называют состояние и то, что происходит в природе). Морфологические признаки – род, число, время, спряжение, лицо, наклонение, возвратность, вид. Синтаксические признаки – сказуемое.
Из текста выпишите глаголы и обозначьте их признаки. Несколько лет подряд мы ездили по туристической путевке на юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря. Ездили, видели, водили, любовались, слушали.
Запишите текст. Сделайте вывод: как пишется НЕ с глаголами? Не выучил, не делай, Не знаешь, не спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши. НЕ с глаголом пиши раздельно. Например: не ходил, не знал. Только помни об исключениях: Ненавидел, негодовал.
Объясните правописание НЕ с глаголами. Составьте с ними предложения. Не бывать, недомогать, Не ходить, ненавидеть, Не спать, негодовать, Не писать, недоумевать, Не говорить, нежиться. ВЫВОД.
Правописание не с глаголами Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно: не брать, не был, не зная, не спеша. Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются: негодовать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить падчерицу. Глагол хватать в любом значении пишется раздельно с не: Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки. В книге не хватает нескольких страниц. Различается раздельное написаниене доставать в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным»: не достает рукой до форточки; в кассе недостает двух рублей, недостает терпения, только этого недоставало. Различается раздельное написание не взирая и слитное написание невзирая. В первом случае налицо форма деепричастия от устарелого глагола взирать: критиковать не взирая на лица. Во втором случае - предложное сочетание невзирая на со значением «несмотря на», «вопреки чему-либо»: продолжать борьбу невзирая на потери, гулять невзирая на плохую погоду.
Правописание глаголов с приставкой недо.- Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-: недосолить - пересолить, недооценить свои возможности - переоценить свои возможности). Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. Дети часто не доедали за обедом свой суп. Сравните также раздельное написание на основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письма, что-то не доделать, ни до чего не доспорились; Приводя эти факты, очевидец многого не досказал.
Раскройте скобки. Припомните ещё пословицы с частицей НЕ. 1. Слово (не) воробей, вылетит – (не) поймаешь. 2. (Не)будет хлеба – (не)будет и обеда. 3. (Не)смажешь колеса – быстро (не)поедешь. 4. (Не)посеешь – урожай (не)соберешь. 5. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.
Правильный ответ. 1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 2. Не будет хлеба – не будет и обеда. 3. Не смажешь колеса – быстро не поедешь. 4. Не посеешь – урожай не соберешь. 5. Лентяю все неможется да нездоровится.
Отгадайте загадки. 1.Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. 2.Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет. 3.Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет, не вытечет. 4.Всегда во рту, а не проглотишь. 5.Сроду он не ест, не пьет песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок. 6.Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит. (МОРОЗ) (ДОЖДЬ) (РЕКА) (ЯЗЫК) (ЗВОНОК) (ТРАКТОР)
Домашнее задание. Прочитать и выучить параграф 108 упр. 618.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – 34-е изд. –М.: Просвещение, – 317 с. Опрос на уроках русского языка. Кн. для учителя. Из опыта работы. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, с. Использованные ресурсы.