Педагогический совет Формы, методики и технологии работы с одаренными детьми
Синонимы Дарование, талант, гений Одаренный, даровитый, талантливый, выдающийся, гениальный
Проблема Основное противоречие современной российской школы: много одаренных детей, но работа с талантом должна быть индивидуальна.
Вопросы Кого называют одаренным детям? Как выявлять одаренность в школе? Как работать с одаренными школьниками?
ОДАРЕННОСТЬ 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей
Одаренным детям школьного возраста присущи потребность в коллекционировании, классификации высокая продуктивность мышления желание выполнять сложные, долгосрочные задания высокая концентрация внимания развитая оперативная память навыки логического мышления наличие чувства юмора установка на творческое нестандартное выполнение заданий свобода и оригинальность ассоциаций умение моделировать процесс и результат предстоящей деятельности
Умения учителя, работающего с одаренными составлять и обогащать учебные программы, которые способны раскрыть образовательный маршрут талантливого ребёнка; стимулировать познавательные способности учащихся; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Одаренные дети имеют своеобразное сочетание способностей, которое позволяет добиваться высоких результатов
Талантливые дети проявляют способности к одному из видов деятельности. Чтобы талант проявился в полной мере, его необходимо развивать.
Вундеркинды дети, опережающие уровень интеллектуального развития своих сверстников. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию свой возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снижается.
Дети Индиго имеют необычайно высокий уровень интеллекта, необычайную чувствительность, телепатические и другие паранормальные способности. Термин придуман Нэнси Энн Тэпп в1982 г. У некоторых новорождённых детей аура значительно отличается по цвету и проявляется как темно-синяя – цвета индиго.
Дети Индиго Приходят в мир с ощущением «царственности» и так себя и ведут Не сомневаются в своей значимости Не считаются с авторитетами Часто видят более рациональный способ сделать что-то Теряются в ситуациях, когда нужно соблюдать традиции, поступать по установленным правилам Не стесняясь, говорят о своих потребностях
Признаки детей Индиго асоциальность индивидуализм нежелание подчиняться и неприятие авторитетов большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта склонность приобретать знания эмпирическим путём; импульсивность, склонность к депрессиям чувство социальной справедливости, повышенное чувство ответственности за других невосприимчивость к традиционным приёмам воспитания развитая интуиция и чувство опасности способность быстро осваивать цифровые технологии
Трудности Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает их дисциплинированной учебе в школе, упорное нежелание делать то, что им неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.
Мнение Для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.
Мнение Одаренные дети не должны являться «исключением», из них должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же последнее отсутствует, значит, проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить.
Рекомендуемые формы работы, позволяющие сближать позицию ученика и учителя Экстернат Индивидуальные консультации Беседы Конференции Круглые столы Дискуссии
Школьные формы работы с одаренными школьниками Школьное научное сообщество Кружки Групповые занятия Индивидуальные занятия Выполнение проектов
Что почитать по теме педсовета Венгер В., Поу Р. Неужели я гений? СПб., Дети Индиго – российская реальность или американские домыслы? // karenina/(с) Female For Life, Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., Леви В. Нестандартный ребенок. – М., Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. Екат., Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981 Волков И.П. Много ли в школе талантов. М., Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М., Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992. Слуцкий В.Н. Одаренные дети // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт. – М., 1993.
Спасибо за внимание!