Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Деятельность образовательных учреждений по введению в действие ФГТ Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании»
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Целевая направленность основных общеобразовательных программ дошкольного образования: …. на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Компетенция Российской Федерации и образовательного учреждения Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Компетенция Российской Федерации и образовательного учреждения Уровень управленияДокументы ФедеральныйФГТ Федеральный Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования ДОУ Основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Структура основной общеобразовательной программы (1 вариант): Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально- личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Структура основной общеобразовательной программы (2 вариант) Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Обязательная часть Программы Должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса Отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая специфику условий его осуществления. Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая: 1) специфику условий его осуществления; 2) приоритетное направление деятельности по физическому развитию детей. Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая: 1) специфику условий его осуществления; 2) приоритетные направления деятельности по физическому и социально-личностному развитию детей. И т.п.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Время, необходимое для реализации Программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса) Составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 34 года67 лет 100% (12 часов) – 65% (минимальное время реализации всей Программы) = 35% (время, в которое Программа не реализуется) 35% – 21% (дневной сон) = 14% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также платные дополнительные образовательные услуги) 100% (12 часов) – 80% (максимальное время реализации всей Программы) = 20% (время, в которое Программа не реализуется) 20% – 17% (дневной сон) = 3% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также платные дополнительные образовательные услуги)
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Соотношение объемов частей Программы Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Структура обязательной части основной общеобразовательной программы (3 вариант) Общий объем обязательной части включает время, отведенное на: 1)образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); 2)образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; 3)самостоятельную деятельность детей; 4)взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Общий объем обязательной части в группах сокращенного дня и кратковременного пребывания Включает время, отведенное на: 1)образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); 2)образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (4 вариант) Состоит из разделов: 1) пояснительная записка; 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. 4) примерная программа (программы) коррекционной работы (для групп компенсирующей и комбинированной направленности); 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 1 раздел. Пояснительная записка Должна раскрывать: возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 1 раздел. Пояснительная записка цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); принципы и подходы к формированию Программы.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 2 раздел. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Включает: описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности и соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Режим дня Устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: 1)времени пребывания детей в группе; 2)действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); 3)федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; 4)рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 5)специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса; 6)времени года и др.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 3 раздел. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей Обязательная часть = Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (80% и более)
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Часть, формируемая участниками образовательного процесса (20 % и менее) Специфика условий осуществления образовательного процесса Приоритетные направления деятельности Образовательные области и задачи психолого- педагогической работы те же, что и в обязательной части. Изменения и дополнения в образовательном материале. Может быть дополнен перечень образовательных областей или задач психолого-педагогической работы в сравнении с обязательной частью. Изменения и дополнения в образовательном материале.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 3 раздел. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» «Физическая культура» : развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» «Познание» развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Использование программ, технологий и методик (помимо примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования) Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно- образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 4 раздел. Содержание коррекционной работы Разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 5 раздел. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования Включает: итоговые результаты, или совокупность интегративных качеств детей «на выходе» из системы дошкольного образования (социальный портрет ребенка 7-ми лет); промежуточные результаты, отражающие возрастную динамику формирования интегративных качеств ребенка.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Интегративные качества как результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» 6 раздел. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Должна обеспечивать: комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Обязательная частьЧасть, формируемая участниками образовательного процесса Не менее 80% общего времени реализации Программы Не более 20% общего времени реализации Программы Примерная основная общеобразовательная программа Авторские программы, технологии, методики 10 образовательных областей +1 и более образовательных областей Решение основных задач психолого-педагогической работы по реализации каждой из 10-ти образовательных областей Решение дополнительных задач психолого- педагогической работы по реализации каких-либо из 10-ти образовательных областей и (или) основных задач психолого- педагогической работы по реализации дополнительных образовательных областей
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Программа должна: ….предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; …предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Учебный блок Блок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Актуальная предметно- развивающая среда
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1)Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Актуальная предметно- развивающая среда
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей 1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию) 1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) 2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) 2. Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модельСовместная деятельность взрослого и детей 3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная 3. Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах 4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) 4. Диалог (общение) взрослого и ребенка 5. Рассадка «взрослый напротив ребенка» 5. Рассадка взрослых и детей «по кругу»
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Признаки различных моделей организации образовательного процесса Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей 6. Обязательность участия в образовательном процессе 6. Необязательность участия 7. Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) 7. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка 8. Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса 8. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы Двигательная Подвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами)
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» При осуществлении текущего планирования, в том числе и составления расписания непосредственно образовательной деятельности Рекомендуется в соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса учитывать следующие параметры:
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности; При осуществлении текущего планирования, в том числе и составления расписания непосредственно образовательной деятельности
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование; образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность. При осуществлении текущего планирования, в том числе и составления расписания непосредственно образовательной деятельности
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Примерная форма планирования непосредственно образовательной деятельности (для детей 3-4 лет): Дата (день недели) Время Основные виды деятельности детей Интеграция образовательных областей Формы работы Понедельник 9.00– 9.15 Двигательная ФК, Коммуникация, Социализация, Безопасность Игровая беседа с элементами движений Игровое упражнение Подвижная игра 9.25– 9.40 Чтение Х/Л Чтение, Коммуникация, Социализация Ситуативный разговор с детьми Чтение
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Спасибо за внимание! Федина Нина Владимировна