Исследовательская работа Мужские и женские имена учащихся школы 12 города Бийска Киселёва Ксения Класс 8Б Руководитель: Липина О.В. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска Алтайского края
Имя человека содержит в себе много тайн и загадок. Поэтому целью нашей исследовательской работы стало изучение значения и происхождения мужских и женских имён, частотности их употребления в нашей школе, роли в жизни человека.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи: 1. проанализировать, какой путь в своём развитии прошли личные имена; 2. выявить частотность употребления имён в наше время; 3. определить имена-фавориты нашей школы; 4. установить, чем руководствуются родители при выборе имени ребёнку.
Областью нашего исследования является онимия, или имена собственные как наиболее «культурный» слой лексики, тесно связанный с культурой страны и жизнью каждого человека. Предмет исследования - мужские и женские имена учащихся нашей школы Объектом исследования являются учащиеся школы 12 города Бийска
Актуальность данной проблемы заключается в том, что онимическая лексика присутствует повсюду и отражает в себе весь мир, знакомство с нею поможет познакомиться с языковой картиной мира, начать создание особого «ономастического» словаря отдельного человека, семьи, школы, города и т.д. Кроме того, собирание и исследование онимического материала позволяет связать лингвистические знания с жизнью, местом и временем, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
Изучая историю происхождения имён, мы выяснили, что в разные времена в нашей стране имена образовывались по-разному. Отражающие что-либо Заимство- ванные Числовые Револю- ционные Имена- обереги Княжеские
В ходе исследовательской работы мы выявляли мужские и женские имена-лидеры в каждом классе, на каждой параллели, в каждом звене и по школе в целом, а также пытались ответить на вопрос: чем руководствуются родители при выборе имени ребёнку?
Подводя итоги проделанной работы, хотим отметить следующее: 1) русские личные имена прошли большой путь в своём развитии; 2) частотность употребления имён в разные времена была неодинакова; такие мужские и женские имена, как Александр, Андрей, Алексей, Сергей, Никита; Анастасия, Екатерина, Наталья, Анна, Татьяна популярны во все времена;
3) лидером среди мужских имён учащихся нашей школы является имя Александр, его носят 33 мальчика (8,4%); 4) лидером среди женских имён учащихся нашей школы является имя Анастасия, его носят 59 девочек (13%); 5) именами-фаворитами в нашей школе стали следующие мужские и женские имена: Дмитрий, Артём, Никита, Сергей, Алексей, Иван, Роман; Екатерина, Дарья, Юлия, Наталья, Кристина.
6) многие популярные в XIX веке имена (Георгий (Егор), Яков, Семён, Степан, Фёдор, Василий, Пётр, Григорий; Варвара, Галина, Надежда, Ульяна, Любовь, Лидия и другие) стали редкими или совсем вышли из употребления; 7) большинство учащихся нашей школы (из числа опрошенных) не интересуются историей происхождения своего имени (64,1%).
8) при выборе имени ребёнку родители руководствуются тем, нравится или нет имя, красиво ли оно, как сочетается с отчеством по звучанию, родственными связями, случайными факторами; при этом, давая имя ребёнку, мамы и папы не учитывают такие важные факторы, как время года, когда родился малыш, смысловое сочетание имени с отчеством и так далее;
Таким образом, проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей. Взрослые смогут серьёзнее подойти к выбору имени для своего ребёнка или внука, помочь малышу, который уже носит какое-либо имя стать более успешным в жизни. А дети смогут много нового и интересного узнать о себе и своём имени, познакомиться с удивительной наукой - ономастикой. Считаем, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными, полученными в отделе ЗАГС города Бийска. В результате этого могут быть составлены рекомендации (памятки) по выбору имени будущему ребёнку.
Список литературы 1. Внеклассная работа по русскому языку./ Составитель Т.Н. Скороходова. Волгоград: Зима Д. и Н. Тайна имени. Как назвать вашего ребёнка. М.: Предметные недели в школе./ Сост. Л.И. Косивцова. Волгоград: Ст. Величание и прозвание.// Газета «Алтайская нива». 5. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л.: Успенский Л.В. Почему не иначе? М.: Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: Хигир Б.Ю. Тайна имени. М.: 1996.
Спасибо за внимание