Современные педагогические технологии Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1 г.Калининска Саратовской области» Храпкова Ольга Владимировна 2009 год
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках литературы Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо. Колин Тернер
уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?
Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление Технологические этапы 1 стадия2 стадия3 стадия ВызовОсмыслениеРефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации «V» – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы.
Критическое мышление Инсерт При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу: В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем. «V»«V»«+»«-»«?» Уже зналновоеДумал иначе Есть вопросы, не понял
Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое- то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Беспощаден кто-то к человеку? (По рассказу И.Бунина «Роман горбуна») Чем мне понравилось и запомнился рассказ Л.Петрушевской «Как ангел»? Страна по имени… (По рассказу Л.Петрушевской «Страна») Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.
Алгоритм написания синквейна Синквейн
И.Бунин «Роман горбуна» Горбун, Одинокий, ранимый, Страдает, мечтает, ждёт. Беспощаден кто-то к человеку. Жизнь. Александр Чукин Л.Петрушевская «Как ангел» Ангелина, Непонятая и чистая, Отталкивает, пугает, притягивает. Лёгкий пух, подхваченный ветром. Злодейка-судьба. Юля Самойлова Ангел, Чистый и невинный, Чувствует, бережёт и спасает. Божественный дар Ветер. Валерия Тарасова
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать... Мне больше всего удалось... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за... Меня удивило… Для меня было открытием то, что... На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту…
самостоятельность, коммуникативность, толерантность, мобильность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, самореализоваться и социализироваться в современном мире.