Планирование урока с позиции деятельностного подхода. Ветрова Е.В- учитель математики и информатики МОУ СОШ пос. Литовко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Планирование урока с позиции деятельностного подхода. Ветрова Е.В- учитель математики и информатики МОУ СОШ пос. Литовко.
Advertisements

интеллектуальное развитие учащихся : развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 10 января 2013 год Составитель: учитель математики МОУ СОШ 1 Иванова Т.С.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 9 с углублённым изучением отдельных предметов г.Павлово Батурина Римма Викторовна Пути формирования учебной.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Транксрипт:

Планирование урока с позиции деятельностного подхода. Ветрова Е.В- учитель математики и информатики МОУ СОШ пос. Литовко

Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением,получить знание. Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать "хозяевами этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.

Цели изучения математики в основной школе: в направлении личностного развития развитие логического и критического мышления, культуру речи, способность к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».

Средства реализации новых подходов. Использование таких технологий и методов обучения, которые позволяют достичь личностных и метапредметных результатов. Применительно к математике можно выделить: проблемное обучение; поисково-исследовательскую (задачную) технологию обучения; модульную технологию; коллективную систему обучения (КСО).

«Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления». Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели образования:

Метапредметный подход. Доктор психологических наук Громыко Ю.В является автором построения новой организации содержания образования на основе метапредметов. С 2009 года «Учительская газета» начала публиковать статьи о «метапредметности» и разработки уроков по разным предметам лучших педагогов страны.

1 этап.Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности. Организация этапа: 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) устанавливаются тематические рамки («могу»). 3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Учитель : Включает в предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения, с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи. Ученик :Осуществляют предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения. Результат: Неспособность решить задачу, познавательный интерес, мотивация на приобретение недостающих знаний.

II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Учитель :Просит учащихся перечислить возникающие затруднения и назвать содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний. Побуждает детей к самостоятельному формулированию учебной задачи. Учащиеся :Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулируют, чему они желали бы научиться. Результат :Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализации в учебной деятельности и сотрудничества с теми учащимися, которые обладают какими-то недостающими знаниями. Мотивация на включение в процесс решения учебной задачи, осознание нужности получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета.

III этап. Постановка проблемы. Учитель : Организует деятельность учащихся по определению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, из которых они могут быть получены. Побуждение к принятию наиболее рационального способа действий. Учащиеся :Ищут способы решения учебной задачи: выдвигают гипотезы для проверки, предлагают источники получения недостающих знаний, способы разработки новых знаний; планы действий. Результат: Составленный детьми вместе с учителем и принятый ими как собственный план действий, план урока. Мотивация на его выполнение, на успех, на сотрудничество в достижении учебной задачи.

IVэтап Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Учитель : Организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения: - по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы ; - путем поисковой экспериментальной деятельности ; - по поиску и систематизации знаний из литературных источников; - по общению с целью обмена информацией друг с другом и получению таким образом совокупности всех необходимых знаний; Учащиеся : Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний: - по их получению в готовом виде путем слушания, конспектирования и т.д.: - их самостоятельному созданию путем поисковой (коллективно- распределительной)деятельности в паре, группе или индивидуально; - извлечению знаний из различных литературных источников; -из общения; из всего вместе. Результат :Освоение детьми различных способов получения новых знаний. Освоение самих новых знаний: понятий, законов, способов деятельности, различной информации

Vэтап. Реализация построенного проекта. Учитель :Организует самостоятельную деятельность детей по нахождению, определению, выработке тех критериев, которые свидетельствуют, что практическая задача, а значит, и учебная - решены верно, следовательно, они научились.Организует самостоятельную деятельность детей по воспроизведению ими новых знаний сначала с использованием в качестве опоры материальных объектов окружающего мира, затем во внешней речи; потом внутренней речи и, наконец, организует умственную деятельность учащихся. Учащиеся :Воспроизводят полученные или созданные самостоятельно знания сначала с использованием в качестве опоры материальных объектов окружающего мира, затем во внешней речи, потом во внутренней речи, и, наконец, организуют применение полученных знаний. Результат : Поэтапная интериоризация знаний учащимися до их полного освоения; умение оперировать знаниями в требуемой форме: материальной, речевой или умственной

VIэтап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель :Организует самостоятельную деятельность детей по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний на каждом из этапов их освоения. Побуждает детей к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам: доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся :Оценочная деятельность детей. Самооценка и взаимооценка эффективности социального взаимодействия в коллективно-распределительной учебной деятельности (доброжелательность, сотрудничество, эффективность групп и т.д.). Результат: Умение проверять и оценивать свою деятельность и деятельность друг друга. Лучшее понимание осваиваемых знаний. Способность выбирать наиболее рациональные способы получения и отработки знаний. Мотивация на людей, на установление с ними эффективных взаимоотношений, на получение более высоких результатов в учебе и исправление выявленных ошибок

VII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель :Создает условия для самостоятельной дея­тельности детей по закреплению и разви­тию полученных знаний, оказывает востре­бованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний, к творчеству. Учащиеся: Осуществляют самостоятельную дея­тельность но закре­плению знаний, самоконтролю. Результат :Освоенные, свернутые, полные, прочные, абстрактные, осознан­ные, обобщенные действия, способность действовать в разно­образных ситуациях, включая новые. Ощу­щение чувства успеха

VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. Учитель :Организует деятельность детей по провер­ке качества усвоения ими знаний. Проверяет и оценивает, если нужно, знания учеников самостоятельно, побуждает их к совершенствованию. Учащиеся: Проверяют итого­вое качество собст­венных знаний и знаний своих товарищей. Результат: Знание уровня собст­венных достижений, качества знаний, ошибок и их причин. путей их устранения.

IX Этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Учитель :Называет тему следующего урока (этапа обучения) или просит учащихся определить ее самостоятельно. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержа­нии и объема той рабо­ты, которую каждому из школьников нужно выполнить индивидуально дома. Учащиеся: Определяют объем и содержание своей домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения. Разрабатывают, намечают в общих чертах план совместных или индивидуальных действий. Распределяют объем работы между участниками выполнения задания (в паре, группе, классе). Результат: Мотивация на дальнейшую учебную деятельность, необходимое сотрудничество в ее осуществлении. Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практиче­скую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.