Методы и приемы формирования у школьников здорового образа жизни Колесникова З.П.
Здоровье Состояние полного физического духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов (ВОЗ 1968г.)
Компоненты физический – уровень физического развития, степень саморегуляции органов и систем, наличие резервных возможностей организма; Психический – уровень развития психических процессов, степень регуляции деятельности морально-волевой сферы; Социальный – степень социальной адаптации человека в обществе, наличие предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Здоровье ученика такое психофизическое и духовное состояние учащегося, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде
здоровье Согласно данным экспертов Всемирной организации здравоохранения на 20% на % на % наследственность на 20% состояние окружающей среды медицина индивидуальный образ жизни формируется микросредой системой образования
образ жизни это устойчивая целостность исторически сложившихся основных видов деятельности его субъекта, взятых в исторически конкретных условиях и в единстве с «образом мыслей» этого субъекта и условиями его существования
структур а образа жизни «уровень жизни» (в основном экономическая категория); «качество жизни» (социальная категория); «стиль жизни» (социально- психологическая категория) условия жизни поведение и «образ мыслей». образованием, воспитанием, самовоспитанием.
ЗОЖ Способ жизнедеятельности человека на основе обновляющихся знаний, умений и навыков в сфере сохранения здоровья, личностного самосовершенствования в мотивации и актуализации здорового образа жизни
Образ жизни как система складывается из комплекса основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов культуры питания, культуры движения и дыхания, культуры общения и мышления, культуры личной гигиены культуры закалки-тренировки тела и духа.
упорядоченные половые отношения закаливание положительные эмоции, оптимальный двигательный режим, личная гигиена отказ от вредных пристрастий рациональное питание Составляющие здорового образа жизни
Принципы здорового образа жизни Социальны е: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть мотивированным и волевым, то есть регулируемым самим субъектом Биологически е: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным; образ жизни должен быть аскетичным
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственный стиль здорового поведения
мотивы формирования здорового образа жизни Самосохранение; Подчинение правилам культуры и быта; Получение удовлетворения от самосовершенствовани я; Возможность для самосовершенствовани я; Достижение к омфортности И др.
Проблемные вопросы Сформировать у учащихся отношение к здоровью, как к ценности; Сформировать навыки ведения ЗОЖ; Сформировать осознанное отношение к своему здоровью; Формирование потребности в ЗОЖ …
Характерные особенности педагогических методов и приемов направленных на развитие ценностных ориентации во-первых, являются личностно ориентированными, во-вторых, имеют диалогическое основание, в-третьих, рефлексивны, в-четвертых, создают имитационное пространство
Работа с детьми младшего школьного возраста воспитание у них понимания важности и необходимости заботы о своем организме. формы и методы интегрирование в различные формы детского творчества интегрирование в различные досуговые формы контекстное обучение игры и упражнения
Организовывая работу в основной и старшей школе избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов. основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций; использовать формы и методы, обеспечивающие самим учащимся роль ведущих, организаторов работы; основной акцент следует делать на наиболее значимых для школьника факторах. Интерактивные методы и приемы: проектная деятельность, диалоговые методы, игровые методы и приемы, групповая работа, тренинги.
Спасибо за внимание!