Повышение мотивации учения при решении расчетных задач по теме «Закон сохранения импульса» ГОУ СОШ 124 Мачульская Л.В. Мачульская Л.В. г.Санкт-Петербург 2010г. 2010г.
Цель и задачи Цель и задачи Цель обучение учащихся средней общеобразовательной школы приемам использования алгоритмов.Задачи подобрать задачи, поддающиеся алгоритмизации; найти информацию об использовании алгоритмов в процессе обучения; разработать методику применения алгоритмов на уроке. 2
Конструирование алгоритма решения задач вместе с учащимися Предоставление учащимся алгоритма в готовом виде Методика применения алгоритма Применение алгоритмизации 3 Метод «параллельного» решения задач
Реализация метода 1.По железнодорожному полотну движется платформа массой 20т со скоростью 5 м/с. Сверху на платформу насыпают уголь, масса которого 30т. С какой скоростью будет двигаться платформа после загрузки угля ? 2.По железнодорожному полотну движется платформа с песком массой 20т со скоростью 1 м/с. Ее догоняет горизонтально летящий со скоростью 800м/с снаряд массой 50кг и врезается в песок без взрыва. С какой скоростью будет двигаться платформа с застрявшим в песке снарядом ? 3.По горизонтальному желобу скользит без трения шар массой 5кг, его скорость 2 м/с. Навстречу ему движется по этому же желобу такой же по размерам шар массой 2 кг со скоростью 6 м/с. После неупругого удара шары движутся вместе. С какой скоростью и в какую сторону ? 4.На гладком льду стоит спортсмен (его масса 80кг) на коньках и держит в руках ядро для метания массой 8 кг. Затем он бросает ядро горизонтально, последнее приобретает при этом скорость 20 м/с относительно льда. С какой скоростью будет двигаться сам спортсмен после бросания ? 4 1 шаг Перед учащимися на экран проецируются условия сразу 4 задач
Реализация метода 2 шаг Пояснение метода «параллельного» решения 5
Рисунки 6
Реализация метода 7 1) Внимательно прочти задачу и установи, какие тела взаимодействуют между собой и образуют замкнутую систему. 2) Запиши кратко условие задачи и вырази все величины в единицах СИ. 3) Сделай чертеж; для каждого тела системы укажи массу и направление вектора скорости до и после взаимодействия. 4) Выбери систему отсчета и укажи направление координатных осей. 5) Запиши закон сохранения импульса в векторной форме. 6) Запиши это уравнение в проекциях на оси координат. 7) Найди проекции векторов скоростей на оси координат и вырази их через модули. 8) Подставь найденные выражения в уравнение закона сохранения импульса в проекциях. 9) Реши задачу в общем виде; вырази искомую величину через известные. 10) Подставь значения величин и получи числовой ответ. 11) Проверь правильность наименования полученной искомой величины. 12) Проанализируй реальность полученного результата. 3 шаг Сравнительный анализ решений и составление алгоритма
Спасибо! 8