Примерная основная образовательная программа основного общего образования: ключевые идеи и механизмы реализации Воронцов А.Б. 18 декабря 2010 года
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
с. 14 п.5, ст. 32 п.6,7 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (5) «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» Ст.32 (6,7) «Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»
Цель примерной ООП помочь педагогическим коллективам разработать свою рабочую основную образовательную программу основного общего образования. для этого надо определить цели и задачи ООП; определить методологические, психологические, педагогические, финансово – экономические условия и основания; создать «конструктор» из содержательных, технологических, технических элементов для сборки ООП; задать вектор индивидуализации образования; обосновывать общую структуру ООП
ООП ООО – вектор индивидуализации образования подростка Цель: создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся
ООП – программа действий участников образовательного процесса Стержень ООП – создание условий для становления индивидуальной образовательной траектории и достижение учащимися в этом процессе определенных образовательных результатов. Этапы становления индивидуальной образовательной траектории (ИОТ): 5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности; 7-9 класс – приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах деятельности класс – применение опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников
Условия становления ИОТ-1: 1. Выделение двух этапов в основной школе: 1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно- поисковый» (проб и испытаний) 2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия» (планирование своей дальнейшей деятельности на основе опыта предметного действия). Этап активного приобретения «опыта» (Б.Д. Эльконин) 2.Наличие учебно-исследовательской и проектной деятельности как личностно значимых для подростков, связи с друг другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 3. Специально организованные места в образовательном процессе: предметно-исследовательский клуб (5-6 класс); предметная мастерская и лаборатория (7-9 класс); исследовательский урок (7- 9 класс) и позиции взрослого (учитель, методист, ученый).
Условия становления ИОТ-2 4. Новая модель примерного учебного плана (2 варианта) 1 вариант (7-9 класс) -фрагмент ОбластьПредметКол-во часов 1. Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) – 60% ФилологияРусский язык Литература Английский 516 Математика и информатика Алгебра Геометрия 413 Общественно- научные дисциплины История Обществознание География 231 Естественно- научные дисциплины Физика Биология География Химия 434 Итого по п.1:… 1995 ОбластьПредметКол-во часов 2.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса (внеурочные формы учебной деятельности, внеучебные виды деятельности) – 40 % Пятидневная учебная неделя Проектная и учебно- исследовательская деятельность 140 Социальная практика 105 Итого по п. 2.… Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Итого по п.3… 1050 ВСЕГО: 4375
Условия становления ИОТ-3 2 вариант (7-9 класс) –фрагмент (шестидневная учебная неделя) ОбластьУчебные предметы Обязательная - 60% Вариативная – 40% Всего 1. Обязательная и вариативная часть учебной урочной и внеурочной деятельности ФилологияРусский язык, литература,английский Математика и информатика Алгебра, геометрия Общественно-научные предметы История, обществознания Естественно - научные предметы Физика, химия, биология, география Итого по п Вариативная часть по выбору учащихся Элективные курсы, рефлексивные сессии Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Тренинги, лаборатории1050
Условия становления ИОТ-4 5. Нелинейное (динамическое расписание) – вариант 1 день, 2 неделя Занятия7 класс8 класс9 класс Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – Погружение по географии Погружение по физике Погружение по истории – Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) – Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) – Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) – Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции
Условия становления ИОТ-5 6. Информационно-образовательная среда «умной» школы создание цифровой образовательной среды с возможностью персонификации (учителей, учеников, родителей) и инструментами для формирования портфолио учителей и детского портфолио (аттестация учителей и внеучебные достижения детей, а также достижения в сфере дополнительного образования); Задачи: улучшить, облегчать деятельность педагогов (минимизировать отчетные материалы, помогать анализировать индивидуальные траектории детей и их прогресс, видеть основания для получения заработной платы и пр); помогать и облегчать жизнь родителям (смогут видеть успехи ребенка в онлайн, получать консультации педагога онлайн, мочь оказывать влияние на жизнь ребенка в школе, через высказывание своих предложений, замечаний, пожеланий, дистанционные родительские собрания, возможность видеть все возможности, которые есть у ребенка в рамках данного образовательного учреждения, а также за его пределами и мн.др.). создать возможность управленцам управлять проектами, понимать состояние системы в целом, генерировать и создавать отчеты по различным параметрам «одним-двумя» нажатием кнопки мыши.
Примерная структура предметной области предметная область Базовые компоненты Учебные курсы Модули (внутрипредметные и межпредметные) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально- исследовательская деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные, элективные курсы (предпроф ильные) Модули (внутрипредметные и межпредметные) Тренинги Образовательные экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность 12
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Внешняя оценкаВнутренняя оценка -Стартовая диагностика (сентябрь 5 класс) - аккредитация образовательного учреждения (экспертиза ООП, оценка общественности) - итоговая государственная аттестация ( национальные экзамены, школьные экзамены (творческий экзамен), оценка внеучебных достижений ) -Акцент на формирующее оценивание; - развести КОД ученика и педагога; - экспертный характер оценки; - уровневый характер промежуточной аттестации; - индивидуальный прогресс
Основные «кирпичики» для конструирования ООП ОУ Возрастные особенности подростка Деятельностный подход Цели и задачи ОШ Индивидуализация через индивидуальные образовательные траектории детей 5-6 класс «пробы» 7-9 класс «опыт» Учебная деятельность Проектная деятельность Учебно- исследовательская деятельность Информационно-образовательная среда «умной» школы как базовое условие Учебно- предметные компетентности Социальная практика Ключевые компетентности Социальный опыт (социализация) Формирующее оценивание – главный акцент
Показатели внешней оценки качества реализации основной образовательной программы ступени школьного образования - как ориентиры для проектирования Показатели и индикаторы 1. Преемственность Наличие «переходных» этапов 2. Результативность 25 Интегрированные результаты, их оценка, индивидуальный прогресс 3. Эффективность 15 Затраты на достижения планируемых результатов 4. Доступность Наличие и возможность реализации ст.10 Закона РФ 5. Адаптированность Соответствие возрастных возможностей МШ 6. Ресурсность Оценка кадровых, материальных, учебно-методических ресурсов 7. Инновационность Наличие обоснованного шага развития 8. Уникальность 15 Наличие «дельты» относительно ФГОС 9. Интегрированность Возможность включения ООП в сетевое взаимодействие 10. Полнота реализации Охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС