Государственная (итоговая) аттестация 9-х классов в учебном году Методист по информатике и ИКТ Царькова З.В.
Ход совещания: «Государственная (итоговая) аттестация 9-х классов в учебном году» (Царькова З.В. – методист ЦПКИМР) «Использование тестовых технологий для подготовки учащихся к ЕГЭ» (Соколова Е.В. – учитель информатики и ИКТ МГМЛ при МГТУ, руководитель ТГ) Среда, моделирующая исполнителя «Робот» – «КуМир» (Вешкина И.Я. – начальник информационно-методического отдела ЦПКИМР)
Оценка уровня овладения обучающимися материалов учебной программы по предмету. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных десятых классов, а так же при приеме в учреждения системы начального и среднего профессионального образования без дополнительных испытаний. Назначение работы
Документы, определяющие содержание работы Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 1089 от г.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2004 г.
Содержание заданий Представление и передача информации Обработка информации Основные устройства ИКТ Запись средствами ИКТ, создание и обработка информационных объектов Проектирование и моделирование Математические инструменты, электронные таблицы Организация информационной среды, поиск информации
Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ Отличия в структуре работы: Сокращение части 1 (задания с выбором ответом) за счет переноса заданий в часть 2 (задания с кратким ответом). Формат части 3 работы (задания с развернутым ответом). В отличии от ЕГЭ, где часть 3 выполняется на бланке и результатом выполнения работы является записанное решение, проверяемое экспертом, в ГИА часть 3 выполняется на компьютере и проверяемым результатом выполнения задания является файл.
Структура экзаменационной работы 8 заданий базового и повышенного уровня 1 часть 12 заданий базового и повышенного уровня 2 часть 3 задания повышенного и высокого уровня сложности 3 часть
Распределение заданий по частям экзаменационной работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл % max первичного балла за задания данной части от max Тип заданий Часть 18830,8с выбором ответа Часть ,2с кратким ответом Часть 33623с развернутым ответом Итого: %
Распределение заданий по содержанию и видам деятельности На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как: - единицы измерения информации; - принципы кодирования информации; - моделирование; - понятие алгоритма, его свойств, способов записи; - основные алгоритмические конструкции (ветвление и циклы) - основные элементы математической логики; - основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях. - принципы организации файловой системы. Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации (2 части работы): - подсчитывать информационный объём сообщения; - использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения - алгоритмов для формальных исполнителей; - формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках; - создавать и преобразовывать логические выражения; - оценивать результат работы известного программного обеспечения; формулировать запросы к базам данных и поисковым системам. Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации (3 часть работы): - Создание текста с использованием базовых средств текстовых редакторов и включением в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. - Разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных - Разработка алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а так же логических связок при задании условий
Распределение заданий по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности 6 заданий базового и 2 задания повышенного уровня 1 часть 7 заданий базового и 5 заданий повышенног о уровня 2 часть 1 задание повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности 3 часть
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Время выполнения работы
Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом Часть 1Часть 2Часть 3 Балл0/1 0/1/2 Max балл8126 Max балл26
Дополнительные материалы и оборудование Экзамен Часть 1Часть 2Часть 3 Задание 21 (работа с текстовым редактором) Задание 22 (работа с электронными таблицами) Задание 23 Задание 23.1 (разработка алгоритма для исполнителя «Робот») Задание 23.2 (запись алгоритма на языке программирования)
Условия проведения экзамена На экзамене в аудиторию не допускаются преподаватели информатики, из числа работавших с данными учащимися. В компьютерном классе должен присутствовать специалист, способный оказать учащимся помощь в запуске необходимого программного обеспечения и в сохранении файлов в необходимом формате, каталоге и с необходимым именем. Проверку ответов на задания части 3 осуществляют эксперты, прошедшие специальную подготовку в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.
Рекомендации по подготовке к экзамену К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Рекомендует также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ. Информация об этих изданиях оперативно размещается на сайте в разделе «Экспертный совет ФИПИ».
Рекомендации по подготовке к экзамену и совершенствованию учебного процесса Изучить нормативные правовые акты, регламентирующие проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений в независимой форме. Вносить изменения в поурочное планирование, выделяя резерв времени как во время проведения урока, так и во время обобщающего повторения для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета за курс основной школы. Подбирать задания с чёткими немногосложными формулировками, включающими понятную для обучающихся терминологию, для того чтобы формировать умения кратко, по существу вопроса (устного и письменного) излагать свои знания. Развивать умения формулировать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом, комментируя устные ответы обучающихся и ошибки в логике высказываний на ту или иную учебную тему. Выстроить систему контроля знаний, умений и навыков обучающихся, используя для этого задания, аналогичные заданиям экзаменационных материалов. Проходить повышение квалификации на курсах повышения квалификации и проблемных семинарах разных уровней методической сети. Заниматься самообразованием по вопросам, связанным с преподаванием школьного курса информатики и ИКТ и внедрением в практику преподавания предмета современных технологий, направленных на подготовку к тестированию. В ходе обучения информатики и ИКТ необходимо обратить самое серьезное внимание на обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне. Обеспечить дифференцированный подход к учащимся, предоставить для учащихся со слабой подготовкой возможность более длительной отработки умений в ходе решения простых задач, а для более подготовленных – достаточно быстрый переход к решению задач повышенного уровня. Особо следует обратить внимание на то, что задания, входящие в контрольные измерительные материалы по контролируемым в них элементам содержания не выходят за рамки образовательного стандарта. В этой связи, отметим, что успешное выполнение вариантов государственной итоговой аттестации всецело зависит от полноценного и глубокого изучения всего программного материала по действующим учебникам.
Подготовка к государственной итоговой аттестации по информатики и ИКТ в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового материала, продуманным текущим повторением, и, наконец, обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса информатики и ИКТ.