Содержание учебного процесса Доцент Капранов Г.А.
План лекции: 1.Основные понятия 2.Обусловленность 3.Принципы формирования СО 4.Структура изложения СО 5.Теории организации СО 6.Учебные планы и учебные программы
Основные понятия Содержание учебного процесса - конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения
Содержание образования обусловлено Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выделяются системы: 1) принятых целей в обществе; 2) социальных и научных достижений; 3) социальных потребностей; 4) личных потребностей человека; 5) педагогических возможностей
Принципы формирования содержания образования Гуманистичности Научности Последовательности Систематичности Историзма Связи с жизнью Соответствия возрастным возможностям учащимся Доступности
Принципы формирования содержания образования Гуманистичности - приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности Научности - соответствие предлагаемых для изучения знаний последним достижениям науки Последовательности - новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него Историзма - воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки
Принципы содержания образования (продолжение) Систематичности - построение содержания школьного обучения как системы Связи с жизнью как способа верификации (проверки) действенности изучаемых знаний Соответствия возрастным возможностям - знания и познавательные силы ребенка растут в соответствии с возрастом Доступности – оптимальный объем изучаемых научных понятий и терминов.
Структура изложения Линейная Концентрическая Спиральная Смешанная
Характеристика структур изложения Линейная структура - изучение учебного материала в непрерывной последовательности, изучается, как правило, только один раз. Применяется при изложении истории, языков, музыки и т. д. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется. Широко используется при изложении физики, химии, биологии. Спиральная структура - постепенно расширяется и углубляется круг знаний. Нет перерывов, характерных для концентрической структуры, но нет и одноразовости в изучении знаний линейной структуру. Используется при изучении общественных, педагогических, психологических наук. Смешанная структура - комбинация линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет излагать отдельные его части различными способами При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся
Теории организации содержания образования Теория материального образования Теория формального образования Дидактический утилитаризм Проблемно-комплексная теория (структурализм)
Теория материального образования Основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки Приверженцами материального образования были Я.А. Коменский и многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Возрождаемые по типу дореволюционных современные гимназии во многом копируют классическую структуру учебных предметов. Достоинства: Энциклопедическое образование. Недостатки: Перегрузка учащихся, отрыв от жизни, недостаток практических умений и навыков.
Теория формального образования Сторонники формального образования (дидактического формализма) придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает, рекомендовали учить воспитанников мыслить, «а остальное, т. е. знания, придет к ним в процессе роста». (Гераклит, Цицерон, Э. Кант, Ф. Дистервег, И. Гербарт, Г. Спенсер, Ж. Пиаже) Плюс - обращали внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Минус - средством для развития этих качеств они избрали «инструментальные предметы» языки, математику, физику, недооценивая значения гуманитарных наук для формирования личности.
Деятельностный подход (Дидактический утилитаризм) Деятельностный подход исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) Ученик должен заниматься значимыми видами видами деятельности. Вокруг этих видов деятельности (знаний и умений) концентрируется информация более общего характера. Оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе. Плюсы – практическая направленность обучения, приспособленность к жизни Минусы – отсутствие энциклопедических знаний
Проблемно-комплексная теория (структурализм) Предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, исследуя интегративные проблемы (эта теория перекликается с «методом проектов»). Содержание обучения, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты (Б. Суходольский, К. Сосницкий, Польша) Плюс – сокращение объема учебного материала, снижение перегрузки учащихся Минус – практическая неразработанность системы
Учебные планы и учебные программы Содержание учебного процесса определяется: 1.учебными планами, 2.учебными программами 3.учебными книги, электронными накопителями информации
Учебный план Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий: полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п.
Учебная программа Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу. В учебном заведении сегодня могут применяться различные варианты программ. Решение о введении программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений России Образовательные дисциплины Количество часов в неделю по классам IIIIIIIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXI Р. Язык и литература Второй язык Искусство Общ. дисциплины Окружающий мир Естеств.дисц-ны Математика Информатика Физкультура Технология Итого: Занятия по выбору Об. нагрузка учащегося Факультативы Максимальная нагрузка
Вопросы для работы с учебным планом 1.Какие блоки учебных предметов включены в учебный план? 2.Какие учебные предметы включены в учебный план? 3.Какая (ежедневная) недельная учебная нагрузка учащихся в начальной школе? Средние классы? Старшие классы? 4.Сколько часов учебных занятий проводят школьники за время обучения в начальной школе? в средней школе? 5.В каких классах используется региональный компонент? Школьный компонент? По каким предметам используется? Сколько часов? 6.Чем отличается нагрузка в профильных классах (предметы, количество часов)