Типичные недостатки и нарушения при проверке учебных планов общеобразовательных учреждений
Нормативная правовая основа учебного плана общеобразовательного учреждения: Закон Российской Федерации от «Об образовании»; Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СаНПиН »;
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: - от «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - от "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"; - от г «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - от г «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
Приказы департамента образования Тверской области: - от «Об утверждении регионального базисного учебного плана»; - от «О введении учебного предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях Тверской области»; - от /08 «Об апробации в Тверской области учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основные особенности составления учебного плана: Часы учебного плана складываются: из часов, отводимых на изучение базовых предметов в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 года; из часов, отводимых на изучение региональных курсов в соответствии с региональным базисным учебным планом (биолого-географическое краеведение (6 кл.), искусствоведческо-технологическое краеведение (8 кл.), историческое краеведение (9 кл.)), «Основы православной культуры» (2-8 кл.); из часов, которыми образовательное учреждение может пользоваться самостоятельно (компонент образовательного учреждения).
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметыКоличество часов в неделю IIIIIIIV Русский язык5555 Литературное чтение4433 Иностранный язык222 Математика4444 Окружающий мир (человек, природа, общество)2222 Искусство (Музыка и ИЗО)2222 Технология (Труд)1122 Физическая культура2222 Итого:2022 Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) 0333 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 2025 Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) 0000 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 2022
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметыКоличество часов в неделю VVIVIIVIIIIX Русский язык66432 Литература22223 Иностранный язык33333 Математика55555 Информатика и ИКТ12 История22222 Обществознание (включая экономику и право)1 111 География1222 Природоведение2 Физика222 Химия22 Биология1222 Искусство (Музыка и ИЗО)22211 Технология2221 Основы безопасности жизнедеятельности1 Физическая культура22222 Итого: Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Среднее (полное) общее образование (универсальное обучение) Учебные предметыКоличество часов за два года обучения Федеральный компонент Базовые учебные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 Математика8 Информатика и ИКТ2 История4 Обществознание (включая экономику и право) 4 География2 Физика4 Химия2 Биология2 Мировая художественная культура2 Технология2 Основы безопасности жизнедеятельности 2 Физическая культура4 Региональный (национально-региональный) компонент По усмотрению субъекта Российской Федерации 4 Компонент образовательного учреждения Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 17
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для среднего (полного) общего образования Инвариантная часть ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Обязательные учебные предметы на базовом уровне Учебные предметыКоличество часов за два года обучения Базовый уровень Русский язык70 (1/1) Литература210 (3/3) Иностранный язык210 (3/3) Математика280 (4/4) История140 (2/2) Обществознание (включая экономику и право) 140 (2/2) Естествознание210 (3/3) Физическая культура140 (2/2) ОБЖ70 (1/1)
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях Учебные предметыКоличество часов за два года обучения Базовый уровень Профильный уровень Русский язык-210 (3/3) Литература-350 (5/5) Иностранный язык-420 (6/6) Математика-420 (6/6) История-280 (4/4) Физическая культура-280 (4/4) Обществознание70 (1/1)210 (3/3) Экономика35 (0,5/0,5)140 (2/2) Право35 (0,5/0,5)140 (2/2) География70 (1/1)210 (3/3) Физика140 (2/2)350 (5/5) Химия70 (1/1)210 (3/3) Биология70 (1/1)210 (3/3) Информатика и ИКТ70 (1/1)280 (4/4) Искусство (МХК)70 (1/1)210 (3/3) Технология70 (1/1)280 (4/4) ОБЖ-140 (2/2) ВСЕГО:не более 2100 (не более 30/не более 30 РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ ВСЕГО:140 (2/2) КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВСЕГО:не менее 280 (не менее 4/не менее 4 ИТОГО:2520 (36/36) Вариативная часть
Санитарные нормы Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе – – –
Отдельные типичные недостатки и нарушения при формировании учебных планов ( письмо департамента образования Тверской области от /29-10) 1.Формальное составление пояснительной записки, не несущей достаточной информации по распределению часов федерального компонента, регионального компонента и компонента образовательного учреждения. 2. Несоответствие наименований учебных предметов федеральному базисному учебному плану. 3.Уменьшение часов федерального компонента на обязательные для изучения учебные предметы. 4.Перерасределение часов компонента образовательного учреждения и федерального компонента. 5. Изучение информатики и информационно- коммуникационных технологий на ступени начального общего образования как самостоятельного предмета за счет часов федерального компонента. 6. Не учтены рекомендации регионального базисного учебного плана по введению курса краеведения в 6, 8 классах.
7. Введение предпрофильной подготовки не обеспечено достаточным количеством курсов по выбору и количеством часов, выделенных на их изучение. 8. Сокращение часов на изучение профильных предметов при профильном обучении на ступени среднего (полного) общего образования. 9.Не введено обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени среднего (полного) общего образования. 10. Изучение предмета «Информационные технологии» за счет часов федерального компонента вместо учебного предмета «Технология» при универсальном обучении на ступени среднего (полного) общего образования. 11.Использование при преподавании учебных предметов учебников, не входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. 12.Нарушение установленного времени продолжительности урока. 13. Превышение максимально допустимой недельной нагрузки.