Формирование научно-исследовательских компетенций преподавателя высшей медицинской школы в России ГБОУ ВПО Владивостокский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России Руководитель отдела аспирантуры и докторантуры ВГМУ – д.м.н., юрист Бродская Т.А
Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Модуль. Научно- исследовательски е компетенции Программа подготовки преподавателя высшей медицинской школы Разработано в рамках проекта Tempus IV TEMPUS FR-TEMPUS-SHMES рабочей группой ГБОУ ВПО Владивостокский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России.
TEMPUS-IV Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских ВУЗов Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Развитие интерактивного ресурса "Медицинское Образование" в рамках проекта TEMPUS-IV В программах подготовки преподавателей высшей медицинской школы В программах переподготовки преподавателей высшей медицинской школы В программах повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы Где применять
Обеспечение преподавателей высшей медицинской школы навыками научно- обоснованных подходов к профессиональной, педагогической, научно-исследовательской деятельности Подготовка к решению, наряду с другими задачами профессиональной деятельности, следующих научно- исследовательских задач: В формулах компетенций Цель Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Задачи
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы НИК-1 Способен обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования НИК-2 Способен на основе современных теоретических, методических и технологических достижений по специальности выбирать адекватные целям и задачам методики исследования и разрабатывать программу исследования НИК-3 Способен и готов самостоятельно проводить исследования в соответствии с разработанной программой НИК-4 Способен представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада НИК-5 Способен использовать количественные и качественные методы исследования для проведения научных исследований в медицине НИК-6
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Способен воспринимать, анализировать и реализовывать научно- обоснованные инновации в профессиональной деятельности НИК-7 Способен развивать свой профессиональный научно- исследовательский уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования НИК-8 Способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения в научно- исследовательской деятельности НИК-9 Обладает навыками подготовки научного отчета, доклада НИК-10 Обладает навыками написания научных публикаций НИК-11 Обладает навыками публичных научных коммуникаций НИК-12 Обладает навыками оформления прав интеллектуальной собственности НИК-13 Способен к эффективному экономическому поведению в научно-исследовательской деятельности (навыки написания конкурсных заявок, заявок на гранты, понятия о современных методах коммерциализации результатов научных разработок) НИК-14
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки = все виды учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в т.ч. аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики Кредит = 36 акад. часов по 45 минут Программа подготовки преподавателя высшей медицинской школы Модуль Блок Модуль Блок Организация образовательного процесса Блочно-модульная система, зачетные единицы (КРЕДИТЫ)
ТРУДОЁМКОСТЬ модуля формирования научно-исследовательских компетенций преподавателя высшей медицинской школы Итого на освоение научно- исследовательских компетенций 180 зачетных единиц Научно- исследовательская работа и выполнение диссертации на соискание учёной степени 165 зачётных единиц Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени 15 зачётных единиц До 70 – 80 % самостоятельная подготовка Аспирантура
ТРУДОЁМКОСТЬ модуля формирования научно-исследовательских компетенций преподавателя высшей медицинской школы: Программы повышения квалификации = от 2 до 20 кредитов (зачетных единиц) До % самостоятельная подготовка = Специализированные программы повышения научной квалификации (научно-методические семинары, циклы) = Участие в научных исследованиях (клинических, педагогических и т.д.) = Участие в научно-исследовательских, научно- методических конференциях, съездах и т.д. = Самостоятельная подготовка
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Учебные блоки (подпрограммы) "Методология подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени" "Методология и методика написания научных статей" "Критическая оценка научных публикаций" "Методика планирования и подготовки программы научных исследований и использование их результатов в профессиональной деятельности" "Методика оформления прав интеллектуальной собственности на результаты научно- исследовательской деятельности" "Методы количественного и качественного анализа в медицинских исследованиях" + ?
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Оценочные материалы Оформленная должным образом заявка на грант, научный конкурс и т.п. Выступление перед научной общественностью с представлением результатов научно- исследовательской работы Диссертация на соискание ученой степени кандидата или доктора наук План научно- исследовательской работы, одобренный ведущими учеными по специальности Статья, опубликованная в журнале с высоким импакт-фактором, в журнале рекомендованном ВАК РФ Публикации в научных сборниках, материалах конференций, конгрессов и т.п. Оформленная должным образом заявка на получение патента
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Возможность оценки формирования НИК Оформленная должным образом заявка на грант, научный конкурс и т.п. НИК-1, НИК-2, НИК-3, НИК- 4, НИК-5, НИК-6, НИК-7, НИК-8, НИК-12, НИК-13, НИК-14 Выступление перед научной общественностью с представлением результатов НИР НИК-1, НИК-2, НИК-5, НИК-6, НИК-7, НИК- 10, НИК-12 Диссертация на соискание ученой степени кандидата или доктора наук НИК-1, НИК-2, НИК-3, НИК-4, НИК-5, НИК-6, НИК-7, НИК-8, НИК-9, НИК-10, НИК-11 План НИР, одобренный ведущими учеными по специальности НИК-1, НИК-2, НИК- 3, НИК-8, НИК-13 Статья, в журнале с высоким импакт-фактором, в журнале рекомендованном ВАК РФ НИК-1, НИК-2, НИК-3, НИК-5, НИК-6, НИК-8, НИК-10, НИК-11, НИК-12 Публикации в научных сборниках, материалах конференций, конгрессов и т.п. НИК-1, НИК-2, НИК-3, НИК-5, НИК-6, НИК-8, НИК-10, НИК-11, НИК-12 Оформленная должным образом заявка на получение патента НИК-1, НИК-2, НИК-3, НИК-7, НИК-9, НИК-12, НИК-13
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Декан факультета, директор института Заведующий кафедрой Профессор Доцент Старший преподаватель Ассистент, преподаватель Освоение определенного набора и уровня компетенций, в т.ч. НИК позволяет претендовать на определенную должность
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Ассистент, преподаватель - участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. - принимает участие в организации научно-исследовательской работы обучающихся (студентов, слушателей) - участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах и конференциях. Старший преподаватель - участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. - принимает участие в НИР обучающихся (студентов, слушателей), руководит их самостоятельной работой по преподаваемой дисциплине. - принимает участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по соответствующей специальности. - участвует в пропаганде научно-технических, социально- гуманитарных, экономических и правовых знаний. - знает основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; - знает механизмы оформления прав интеллектуальной собственности
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Доцент - организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета). - руководит научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов. - руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества. - принимает участие в научно-методической работе кафедры (факультета) в составе методической комиссии по соответствующей специальности. - участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, включая международные. - участвует в пропаганде научно-технических, социально- гуманитарных, экономических и правовых знаний. - руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров. - знает основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; - знает механизмы оформления прав интеллектуальной собственности.
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Профессор - руководит НИР магистров (специалистов). - руководит НИР по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность. - привлекает к выполнению НИР в установленном порядке преподавателей, учебно- вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и других специалистов образовательного учреждения. - участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, в составе научно-методического совета факультета образовательного учреждения. - участвует в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных. - организует, планирует и руководит самостоятельной работой, НИР, студенческим научным обществом (студентов, слушателей) на кафедре (фак-те). - руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре. - участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. - читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры. - знает технологию организации научно-методической, НИР; - знает основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно- исследовательской деятельности; - знает механизмы оформления прав интеллектуальной собственности.
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Заведующий кафедрой - регулярно проводит заседания кафедры по обсуждению запланированных и текущих вопросов научно-методической деятельности работников кафедры. - организует по поручению руководства факультета НИР на кафедре, - рассматривает диссертации, представляемые к защите работниками кафедры или соискателями ученой степени. - руководит НИР обучающихся (студентов, слушателей). - организует обсуждение завершенных научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения. - обеспечивает возможность публикации достигнутых научных результатов - ведет научно-исследовательскую работу на кафедре. - руководит подготовкой научно-педагогических кадров. - устанавливает связи с другими образовательными учреждениями и иными организациями в целях оказания научно-методической помощи. - принимает участие в международной деятельности кафедры, факультета образовательных учреждений, устанавливает и поддерживает международное сотрудничество по профилю кафедры с высшими учебными заведениями, научно- исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями. - знает основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления НИР; - знает механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; - знает технологию организации научно-методической, НИР; - знает нормативные документы, регламентирующие статус научных, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Модуль. Научно-исследовательские компетенции преподавателя высшей медицинской школы Декан факультета (директор института) - руководит учебной, методической, воспитательной и научной работой на факультете (в институте). - организует работу по созданию научно-методического обеспечения учебно- воспитательного процесса. - утверждает темы диссертационных работ. - осуществляет координацию деятельности учебных и научных подразделений, входящих в состав факультета (института). - принимает решение о допуске обучающихся (студентов) к защите выпускной квалификационной работы. - осуществляет общее руководство и координацию НИР обучающихся (студентов, слушателей) на кафедрах, в лабораториях, научных студенческих кружках, СНО. - организует и проводит межкафедральные научно-методические конференции. - участвует в научно-исследовательской работе факультета (института), - обеспечивает выполнение НИР и подготовку научно-педагогических кадров, - отчитывается о своей работе перед ученым советом факультета (института) образовательного учреждения по основным вопросам научно-исследовательской, научно- методической деятельности факультета (института). - знает основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно- исследовательской деятельности; - знает механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; - знает технологию организации научно-методической, НИР; - знает нормативные документы, регламентирующие статус научных работников, педагогических работников образовательных учреждений.
Особенности формирования научно- исследовательских компетенций преподавателя высшей медицинской школы в России TEMPUS-IV Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских ВУЗов
Россия Государственная система подготовки преподавателей высшей медицинской школы Подготовка преподавателей высшей медицинской школы Требуется Государственная аккредитация образовательно го учреждения Требуется Лицензия на ведение образовательно й деятельности Признается Документ об образовании государственног о образца Разработанные уполномоченными государством или одобренные государственными органами образовательные программы
Порядок аттестации научно-педагогических работников, Порядок замещения должностей научно- педагогических работников, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Подготовка преподавателей высшей медицинской школы «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ г. 858
Правовая база Как минимум 4 ФЗ РФ (Об образовании, О Высшем и послевузовском профессиональном образовании, Основы законодательства об охране здоровья граждан, О науке и государственной научно-технической политике) Целый ряд Положений (Положение о подготовке научно- педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, Положение о порядке присуждения ученых степеней, Положение о совете по защите … диссертаций и др.) Государственные образовательные стандарты (Государственный образовательный стандарт послевузовского профессионального образования по отраслям наук, Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки в аспирантуре, Паспорта специальностей научных работников и др.)
Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации Государственная система аттестации научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации = определяет политику в области подготовки научно- педагогических кадров в России = главный фигурант контроля качества подготовки НПК
Доцент Доктор наук Профессор Ученые степени и звания Государственная система подготовки и аттестации научно-педагогических кадров Кандидат наук
Россия – : Модернизация здравоохранения, образования « Программа модернизации в системе здравоохранения обещает стать самой масштабной в новейшей истории России » Премьер-министр РФ Владимир Путин, г., г. Иваново на совещании по программам модернизации здравоохранения субъектов РФ (1)
ПРОЕКТ ФЗ "Об образовании в РФ" (редакция от г.) Ст. 87. Особенности … образовательных программ медицинского и фарм. образования п. 4. К педагогической деятельности … допускаются … работники лечебно-профилактич., научных, фармацевтич., аптечных организаций, санитарно- проф.учреждений, органов санитарно-эпидем. надзора, учреждений судебно-медицинской экспертизы, предприятий по производству мед. препаратов и мед. техники, имеющие высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, прошедшие подготовку в ординатуре. Подготовка преподавателей высшей медицинской школы
И. В. Гете, «Фауст»: "Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет"
Благодарим за внимание