К ОМПОНЕНТ 7. П РОЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С МОЛОДЕЖЬЮ
В АШИ ДЕЙСТВИЯ Ознакомьтесь с нормативно-правовыми документами по государственной молодежной политике в России. Проанализируйте проекты, представленные в стратегии государственной молодежной политики, направленные на включение студентов в социально-значимую деятельность и развитие их созидательной инициативы. Найдите единомышленников среди преподавателей и сотрудников вуза, которые заинтересованы в решении этой проблемы, и могут оказать педагогическую поддержку и сопровождение включения студентов в социально-значимую деятельность. Выявите социальные и личные проблемы, значимые для студентов вуза, определите проекты государственной молодежной политики, в которые будут включены студенты. Разработайте проекты в соответствии с выбранными направлениями. Продумайте способы включения студентов в реализацию разработанных проектов. Составьте программы и планы воспитательной работы на Вашей программе с учетом интересов и потребностей студентов, а также, имеющихся в распоряжении ресурсов. Организуйте педагогического сопровождения деятельности студентов по разработке и реализации проектов.
М ЕТОДИЧЕСКИЙ КЛЮЧ Данный компонент заполняется с опорой на таблицу «Используемые формы и технологии». Следует обратить внимание на то, что важно в каждом из направлений указать названия проектов, а также формы и технологии, которые используются для реализации проектов. Кроме того необходимо отметить общекультурные компетенции, формированию которых способствуют указанные в направлениях проекты.
М ЕТОДИЧЕСКИЙ КЛЮЧ Для того, чтобы наиболее точно заполнить таблицу, рекомендуется осмыслить понятие «педагогический проект». Важно обратить внимание на то, что проект представляет собой совокупность разнообразных форм воспитательной работы, которые «работают» для достижения определенного результата воспитания студентов. В качестве проектов воспитательной деятельности целесообразно указать как проекты, которые организует факультет (если они есть), так и общеуниверситетские проекты, проекты других факультетов. Рекомендуется обратить внимание на то, что проекты в направлениях не должны повторяться. Целесообразно расставить приоритеты и выбрать, к какому направлению деятельности относится тот или иной проект по его доминирующему смысловому содержанию.
М ЕТОДИЧЕСКИЙ КЛЮЧ Проекты воспитательной деятельности, реализуемые или готовящиеся к реализации в рамках выбранных направлений, во многом являются следствием сложившейся на факультете практики интеграции учебной и внеучебной деятельности.
П РИМЕР Бакалаврская основная образовательная программа: Математика, направление Педагогическое образование
П РИОРИТЕТНЫЕ Направлени е КурсПроекты ВДКомпетенции Инновации, научно– техническое творчество 1-4«Сотвори себя сам» ОК–1; 2; 4; 6; 7; 8; 9; «Делаем школу сами» ОК-2; 4; 9; 13; 15; 16 Профориентация3-4 «Я в пространстве школы» ОК-2; 6; 7; 3; 15; «Современная школа глазами учителя» ОК–1; 2; 6; 7; 13; 15; 16 4«Кенгуру» ОК-2; 6; 7; 13; 15; «Городская олимпиада школьников» ОК-6; 7; 13; 16
Р ЕКОМЕНДУЕМЫЕ Направлен ие КурсПроекты ВДКомпетенции Культура и история 3-4 «Сокровища матфака» ОК–1; ОК-3; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-14; ОК «Особенности математического образования в других странах» ОК–1; ОК-3; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-13; ОК-14 Творчество1-4«Опера матфака»ОК-7; ОК «Голос факультета»ОК–1; 2; 3; 6; 7; 8; 9; 12
Н А ВЫБОР НаправлениеКурсПроекты ВДКомпетенции Культура и история3-4«Сокровища матфака» ОК–1; ОК-3; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-14; ОК-16
К ОМПОНЕНТ 8. Проекты изменения социокультурной среды (создания, совершенствования, преобразования )
В АШИ ДЕЙСТВИЯ Вспомните характеристики среды, важные для воспитания личности и позволяющие формировать у них общекультурные компетенции. Проанализируйте, какие характеристики требуют изменения с помощью включения студентов в проектную деятельность. Найдите единомышленников среди преподавателей и сотрудников вуза, которые заинтересованы в решении проблем совершенствования среды вуза, и могут оказать педагогическую поддержку студентам в проектной деятельности. Привлеките студентов к реализации разработанных проектов. Составьте программы и планы воспитательной работы с учетом интересов и потребностей студентов, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении организатора воспитательной деятельности. Организуйте педагогическое сопровождение деятельности студентов по разработке и реализации проектов.
М ЕТОДИЧЕСКИЙ КЛЮЧ Для того, чтобы сформулировать названия проектов, необходимо обратиться к компоненту 2 «Характеристики среды, важные для воспитания личности и позволяющие формировать общекультурные компетенции» и подумать, какие проблемы возникают в воспитательной среде факультета, которые требуют решения, что необходимо улучшить в среде вуза. Далее целесообразно сформулировать название проекта и указать формы и технологии его реализации. Следует обратить внимание, что проекты должны отличаться от тех проектов, которые были указаны в компоненте 7 «Проекты воспитательной деятельности по направлениям».
П РИМЕР Б АКАЛАВРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА : М АТЕМАТИКА, НАПРАВЛЕНИЕ П ЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПроблемыПроекты ВДКомпетенции Создание устойчивых эффективных механизмов вовлечения студентов в исследовательскую, проектную деятельность на основе учета их индивидуальных образовательных потребностей, индивидуальных психологических особенностей. «Я - исследователь» ОК-1; 2; 4; 8; 9
Создание условий для повышения уровня коммуникативной культуры студентов «Дебаты»ОК-1; 2; 6; 7; 10; 16 Создание условий для более активного вовлечения студентов в деятельность, связанную с пропагандой здорового образа жизни. «Курение вред, курение - яд» ОК-5; 6; 7
К ОМПОНЕНТ 9. Годовой круг событий и творческих дел, участие в конкурсах (для всех, для курса, по выбору )
В АШИ ДЕЙСТВИЯ 1. Проанализируйте, какие события и творческие дела на Вашем факультете и в вузе являются традиционными. 2. Составьте перечень таких событий. 3. Согласуйте с заместителем декана по воспитательной работе подготовленный перечень. 4. Узнайте об организуемых на разных уровнях конкурсах для студенческой молодежи. Внесите в таблицу конкурсы, в которых могли бы принять участие студенты Вашей ОПП.
М ЕТОДИЧЕСКИЙ КЛЮЧ Целесообразно указать важные события, дела вуза/факультета, которые не вошли в таблицу «Проекты воспитательной деятельности по направлениям». Это могут быть события, связанные с традициями факультета, например, День рождения факультета, какие-то игры, встречи с интересными людьми и др. Важно указать конкурсы, которые являются приоритетными для факультета. Эти конкурсы связаны с образовательными программами факультета, традиционно студенты принимают в них участие. Конкурсы можно выбрать из общего «Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи». Перечень можно найти на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации Целесообразно указать значимых для факультета конкурса, остальные представить в приложении.
П РИМЕР Сроки (месяц)КурсыНазвание событий, дел, конкурсов Сентябрь Наша территория Конкурс Благотворительного фонда В.Потанина Октябрь1-2 День рождения факультета Ярмарка вакансий Ноябрь1-2День открытых дверей ДекабрьПо выборуРождественские встречи Сроки (месяц)КурсыНазвание событий, дел, конкурсов Сентябрь Наша территория Конкурс Благотворительного фонда В.Потанина Октябрь1-2 День рождения факультета Ярмарка вакансий Ноябрь1-2День открытых дверей ДекабрьПо выборуРождественские встречи
Январь1-2День открытых дверей ОК-1, ОК-6, ОК- 7 ОК-16 Январь1-2День открытых дверей ОК-1, ОК-6, ОК-7 ОК-16 Февраль1-2 Факультетская студенческая научно-практическая конференция ОК-1, ОК-4, ОК-2 ОК-8, ОК-9 Март1-2 День открытых дверей Межвузовская студенческая научно-практическая конференция ОК-1, ОК-6 ОК-7, ОК-16 АпрельПо выборуМорковная веснаОК-1, ОК-3, ОК-7 Май1Фестиваль «Весна студенческая» Форум «Моя инициатива в образовании» ОК-1, ОК-3,ОК-7