Министерство образования РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Гурьевск Государственные гимны 2011г.
Оглавление 1.Гимны Древней Руси 2.Гимны в древней и средневековой истории 3.Первые национальные гимны 4.Первые российские гимны
Основные понятия: Гимн (hymnos), канты, «Марсельеза», «Интернационал». Основные даты: 1568г. – первый национальный гимн (голландский); 1745г. – «Боже, храни короля!»; 1792г. – создание «Марсельезы»; 1888г. – первое публичное исполнение «Интернационала»; XVIIв. – распространение кантов в России.
Гимны древней и средневековой истории Гимны есть у каждого государства. Подобно гербу и флагу, гимн – официальный символ каждого независимого государства. Слово «гимн» происходит от греческого hymnos – торжественная песнь в честь божества. Сейчас же гимн – это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Гимны древней и средневековой истории Гимны есть у каждого государства. Подобно гербу и флагу, гимн – официальный символ каждого независимого государства. Слово «гимн» происходит от греческого hymnos – торжественная песнь в честь божества. Сейчас же гимн – это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов.
Гимны бывают самые разнообразные, различные общественные организации, общества и т.п. имеют свои гимны. Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древних Египте и Месопотамии их исполняли в честь богов. В Европе они также известны издревле. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Покровительницей исполнителей гимнов (торжественных песнопений) считалась муза Полигимния. В своих гимнах греки также воспевали или обращались к богам. Однако в Греции гимны имели переходную природу. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но одновременно стали частью театрального представления. Гимны бывают самые разнообразные, различные общественные организации, общества и т.п. имеют свои гимны. Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древних Египте и Месопотамии их исполняли в честь богов. В Европе они также известны издревле. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Покровительницей исполнителей гимнов (торжественных песнопений) считалась муза Полигимния. В своих гимнах греки также воспевали или обращались к богам. Однако в Греции гимны имели переходную природу. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но одновременно стали частью театрального представления.
До нашего времени дошли очень древние гимны. Древнейший – гимн древнегреческого поэта Еврипида из его трагедии «Орест» (Vв. До н.э.). Мелодия его была записана на папирусе. Гимны были различных видов: пэан – гимн Аполлону, богу света, покровителю искусств; дифирамб – гимн богу вина и Дионису. Сочинение гимнов было распространено и позднее – в средневековой Византии и Европе. Наиболее известные христианские гимнотворцы – Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец (ему приписывалось более 1000 гимнов), Иоанн Дамаскин. В христианской церкви гимны стали составной частью христианского богослужения. В средневековой Европе исполнение гимнов в ходе богослужения было введено миланским епископом Амвросием (VI в. н.э.). У католиков, а затем и у протестантов гимны исполнялись под звуки органа. До нашего времени дошли очень древние гимны. Древнейший – гимн древнегреческого поэта Еврипида из его трагедии «Орест» (Vв. До н.э.). Мелодия его была записана на папирусе. Гимны были различных видов: пэан – гимн Аполлону, богу света, покровителю искусств; дифирамб – гимн богу вина и Дионису. Сочинение гимнов было распространено и позднее – в средневековой Византии и Европе. Наиболее известные христианские гимнотворцы – Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец (ему приписывалось более 1000 гимнов), Иоанн Дамаскин. В христианской церкви гимны стали составной частью христианского богослужения. В средневековой Европе исполнение гимнов в ходе богослужения было введено миланским епископом Амвросием (VI в. н.э.). У католиков, а затем и у протестантов гимны исполнялись под звуки органа.
Первые национальные гимны С развитием Реформации гимны приобретают большое значение. Протестанты не только пели их во время богослужения, но и шли с ними в бой. В XVIв. Возник и первый национальный гимн. Как и первое трехцветное знамя, он возник в Голландии, восставший против Испанского владычества. Им стала песнь, созданная в 1568г., в честь предводителя восстания Вильгельма Оранского. Со временем она стала национальным гимном государства. Другие известные национальные гимны возникли значительно позднее – в XVIII – XIXвв. Первые национальные гимны С развитием Реформации гимны приобретают большое значение. Протестанты не только пели их во время богослужения, но и шли с ними в бой. В XVIв. Возник и первый национальный гимн. Как и первое трехцветное знамя, он возник в Голландии, восставший против Испанского владычества. Им стала песнь, созданная в 1568г., в честь предводителя восстания Вильгельма Оранского. Со временем она стала национальным гимном государства. Другие известные национальные гимны возникли значительно позднее – в XVIII – XIXвв.
Национальный гимн – это единая торжественная песнь для всего народа целой страны. Он не знает сословных различий. Он объединяет нацию. Кроме того, он является визитной карточкой государства в сношениях с другими странами. Он – символ данной страны. Первый национальный гимн – голландский гимн 1568г. в честь предводителя восстания против Испании Вильгельма Оранского. Национальный гимн – это единая торжественная песнь для всего народа целой страны. Он не знает сословных различий. Он объединяет нацию. Кроме того, он является визитной карточкой государства в сношениях с другими странами. Он – символ данной страны. Первый национальный гимн – голландский гимн 1568г. в честь предводителя восстания против Испании Вильгельма Оранского.
В 1745г. в Лондоне была исполнена песнь «Боже, храни короля!» (God, save the King). Она стала национальным гимном Англии. Песня послужила прообразом для многих национальных гимнов, в том числе и для одного из российских гимнов. Первая строфа в русском переводе звучит так: Боже, на долги дни Ты короля храни – нам сохрани. Пусть лишь победу и счастья он ведёт. Боже, на долги дни Короля храни. В 1745г. в Лондоне была исполнена песнь «Боже, храни короля!» (God, save the King). Она стала национальным гимном Англии. Песня послужила прообразом для многих национальных гимнов, в том числе и для одного из российских гимнов. Первая строфа в русском переводе звучит так: Боже, на долги дни Ты короля храни – нам сохрани. Пусть лишь победу и счастья он ведёт. Боже, на долги дни Короля храни.
Другим известным британским гимном стала песня «Правь, Британия», также созданная в 40-е годы XVIII столетия. Ее можно называть морским гимном Англии, поскольку в песне прославляется морская мощь этой страны. Этот гимн почитаем и в современной Англии. Родиной еще одного известнейшего гимна стала Франция. В 1792г. французский офицер К.Ж. Руже де Лилль написал песню, дав ей название «Боевая песня рейнской армии». Действие происходило во время Французской революции, когда существовало реальная угроза иностранного вторжения. Но песня Руже де Лилля приобрела популярность не благодаря успешным действиям рейнской армии против австрийцев, а из–за той роли, которую она сыграла в ходе революционного движения во Франции. В Париж песня быстро проникла благодаря марсельцам, прибывшим в столицу для поддержки парижан против короля. Песня быстро стала популярной и в среде парижан. Ей было дано название «Гимн марсельцев», или «Марсельеза». Другим известным британским гимном стала песня «Правь, Британия», также созданная в 40-е годы XVIII столетия. Ее можно называть морским гимном Англии, поскольку в песне прославляется морская мощь этой страны. Этот гимн почитаем и в современной Англии. Родиной еще одного известнейшего гимна стала Франция. В 1792г. французский офицер К.Ж. Руже де Лилль написал песню, дав ей название «Боевая песня рейнской армии». Действие происходило во время Французской революции, когда существовало реальная угроза иностранного вторжения. Но песня Руже де Лилля приобрела популярность не благодаря успешным действиям рейнской армии против австрийцев, а из–за той роли, которую она сыграла в ходе революционного движения во Франции. В Париж песня быстро проникла благодаря марсельцам, прибывшим в столицу для поддержки парижан против короля. Песня быстро стала популярной и в среде парижан. Ей было дано название «Гимн марсельцев», или «Марсельеза».
О боевом характере песни свидетельствует её первое слово: «К оружью, граждане! На землю пусть кровь бесчестная падет. Строй батальоны и вперёд. Вперёд, вперёд,вперёд!» У слушателей и певших песня вызвала необычайный подъём духа. После одного из сражений Наполеон сказал: «Я выиграл сражение. Вместе со мною командовала «Марсельеза»». В 1795г. «Марсельеза» была объявлена национальной песней, а с 1879г. И поныне она является официальным гимном Франции. О боевом характере песни свидетельствует её первое слово: «К оружью, граждане! На землю пусть кровь бесчестная падет. Строй батальоны и вперёд. Вперёд, вперёд,вперёд!» У слушателей и певших песня вызвала необычайный подъём духа. После одного из сражений Наполеон сказал: «Я выиграл сражение. Вместе со мною командовала «Марсельеза»». В 1795г. «Марсельеза» была объявлена национальной песней, а с 1879г. И поныне она является официальным гимном Франции.
После «Марсельезы» отношение к гимнам меняется. Отныне гимн становится песней именно светской, героической м патриотической. Такой характер имели многие гимны в странах Европы. В XIXв. Появляется и несколько интернациональных гимнов, не связанных с определённой страной. Самым известным стал «Интернационал» - международный гимн рабочих. Автор слов гимна – француз Э.Потье, член Парижской Каммуны, а композитор – французский рабочий из Лилля П.Дежейтер. Впервые публично «Интернационал» был спет в 1888г. Хором рабочих в Лилле. После «Марсельезы» отношение к гимнам меняется. Отныне гимн становится песней именно светской, героической м патриотической. Такой характер имели многие гимны в странах Европы. В XIXв. Появляется и несколько интернациональных гимнов, не связанных с определённой страной. Самым известным стал «Интернационал» - международный гимн рабочих. Автор слов гимна – француз Э.Потье, член Парижской Каммуны, а композитор – французский рабочий из Лилля П.Дежейтер. Впервые публично «Интернационал» был спет в 1888г. Хором рабочих в Лилле.
Гимны в Древней Руси Первые церковные гимны на Русь пришли из Византии. Князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привез оттуда с собой и певцов, которых ему прислали византийский император и Константинопольский патриарх. Как и в Византии, на Руси были известны церковные песнопения различных видов. Наиболее известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы). Мелодии древнегреческого церковного пения в первые века существования христианства на Руси также были заимствованы из Византии.
В XVIIв. В России распространялось исполнение контов. Канты – светские гимны, которые исполнялись на церковный манер. Виватные канты (от слова виват – да здравствуй!) – во времена Петра \ – канты в честь побед русского оружия. На Руси до времен Петра \ были известны различные торжественные музыкальные произведения, в основном церковные. Россия еще не имела, как и большинство стран Европы, своего национального гимна. Однако при Петре \ появился военный марш, которому впоследствии суждено было стать неофициальным гимном России.
Первые российские гимны 1791г. – создание гимна «Гром победы, раздавайся!»; г. – возникновение гимна «Коль славен наш Господь в Сионе». Сам Петр \ служил в Преображенском полку. В результате он дослужился до звания полковника этого полка, чем весьма гордился. В последствии все российские государи являлись покровителями и почетными полковниками Преображенского полка. В этом полку служили сливки российского дворянства. Еще при Петре \ был создан марш Преображенского полка к сожалению, мы не знаем, кем он был написан. При столь почетном положении полка неудивительно, что его марш стал популярным во всей русской армии. Этому способствовала и достоинства самого марша. Красота мелодии, четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) сделали его незаменимым в походах и на парадах.
Несмотря на то, что каждый полк имел свой марш, Преображенский марш вскоре стал главным маршем российской армии. Фактически он стал неофициальным гимном: он исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне, дни тезоименитства царя, в дни торжественных выходов царских особ, на польских приемах. Он был исполнен и во время коронации Екатерины \. Под музыку этого марша русская армия вступила в Париж в 1814г. В начале XIXв. поэтом – гвардейцем С.Н.Мариным были написаны слова, которые вышли такими же бодрыми, как и сам марш.
В стихах прославлялось славное для российского оружия время – эпоха Екатерины //. Пойдем, братцы, за границу Бить Отечества врагов. Вспомним матушку – царицу, Вспомним, век ее каков. Славный век Екатерины Нам напомнит каждый шаг; Те поля, леса, долины, Где бежал от русских враг… Во второй половине XIXв. Эту песню пели уже на другие слова: Славны были наши деды! Знают турки нас и шведы! В конце 1917г. после Октябрьского переворота полк был расформирован, однако его марш в качестве гимна использовался в Белой армии. Эту же роль он выполнял и в среде русской эмиграции. В стихах прославлялось славное для российского оружия время – эпоха Екатерины //. Пойдем, братцы, за границу Бить Отечества врагов. Вспомним матушку – царицу, Вспомним, век ее каков. Славный век Екатерины Нам напомнит каждый шаг; Те поля, леса, долины, Где бежал от русских враг… Во второй половине XIXв. Эту песню пели уже на другие слова: Славны были наши деды! Знают турки нас и шведы! В конце 1917г. после Октябрьского переворота полк был расформирован, однако его марш в качестве гимна использовался в Белой армии. Эту же роль он выполнял и в среде русской эмиграции.