Ветер и причины его возникновения Ветер, ветер, ты могуч Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море… А.С.Пушкин
Цель урока: - Познакомиться с понятием « Ветер », установить причины его образования; - познакомиться с некоторыми видами ветров, приборами позволяющими измерять направление и скорость ветра; - Выяснить роль ветра и возможности его использования человеком; - установить состав приема построения розы ветров, определения направления и скорости ветра; - продолжить отработку навыков сравнительного анализа.
Ход урока: Организационный момент Повторение ранее изученного материала Изучение новой темы на деятельностной основе (с выполнением практических заданий) Подведение итогов Информация о домашнем задании
Приборы, материалы и оборудование урока Карты материков и океанов Земли Учебник, рабочая тетрадь, дневник учащегося Цветные карандаши, ручки, линейка
Тип урока: изучение нового материала.
Повторение пройденного материала Интеллектуальная атака: 1. Какую оболочку вы сейчас изучаете? 2. Что такое атмосфера? 3. Какие слои атмосферы вы знаете? 4. Расскажите о газовом составе атмосферы. 4. От чего зависит температура воздуха? 5. Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?
Февраль 2012 года Что произошло в городе – герое Новороссийске?
Тема урока «Ветер» План урока: 1. Ветер и его связь с атмосферным давлением. 2.Механизм возникновения ветра. Виды ветров. 3. Направление, сила ветра. 4. Практическая работа 5 « Построение розы ветров».
Давайте порассуждаем Лето, день, высокая температура. Солнце светит на земную поверхность. Что нагревается быстрее суша или водоем?
Это важно Вода нагревается и остывает медленнее, чем суша.
Ветер это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в область с низким давлением
Дневной бриз дует с озера на сушу
Ночной бриз дует с суши на озеро
Бриз Ветер, который днем дует от водоема, а ночью с суши. Меняет направление дважды в сутки.
Муссон- УСТОЙЧИВЫЕ ВЕТРЫ, ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮЩИЕ СВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Бора - сильный порывистый ветер, дующий с гор к морю или озеру
Бора Бора холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину....
Направление ветра
Направление ветра – это направление, откуда он дует.
Вопрос: С помощью какого прибора можно определить направление ветра?
Флюгер Стрелка всегда показывает то направление, откуда дует ветер.
Роза ветров – график, на котором показаны направления ветров
Характеристики ветра: скорость (выражается в м/с, км/ч или в баллах по шкале Бофорта); сила и направление.
Шкала Бофорта Интервал возможных скоростей ветра делится на 12 градаций: штиль(0)- полное отсутствие ветра; умеренный (4) м/с; ураган (12)- >20м/с, в тропических широтах до 60 м/с.
И. К. Айвазовский "Штиль на море штиль(0)- полное отсутствие ветра;
Штиль (от нем. Stille тишина) затишье, безветренная или тихая погода со слабым ветром, скорость которого по шкале Бофорта не более 0,5 м/с. Обычно штили наблюдаются в экваториальной зоне затишья, в области Азиатского антициклона зимой, чаще в котловинах, чем на открытой местности.
И. К. Айвазовский «Девятый вал» умеренный (4) м/с;
И. К. Айвазовский "Буря"ураган (12)- >20м/с, в тропических широтах до 60 м/с.
Вывод - чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
Днем дует с моря на побережье Ночью дует с побережья на море
Муссон- УСТОЙЧИВЫЕ ВЕТРЫ, ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮЩИЕ СВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Постоянные ветры Вызванные силой Кориолиса Дуют всегда в одном направлении
Схема образования постоянных ветров
Пассат Ветер дующий между тропиками круглый год в Северном полушарии с северо-восточного направления в Южном с юго-восточного направления от друга безветренной полосой. На океанах пассаты дуют с наибольшей правильностью
Самум – знойный ветер в пустынях
Фён – теплый сильный ветер, дующий с высоких гор в долины
Тайфун
Практическая работа 5 «Построение розы ветров». Цель: Формирование умений обрабатывать материалы наблюдений за погодой.
Задание: Построить Розу ветров используя приведенные данные
Роза ветров – диаграмма направления ветров
Вывод - «роза ветров» -главный помощник в определении направления ветра, имеющего большое значение в формировании погоды.
Почему дует ветер?
Значение ветра Ветер играет большую роль, а именно: перенос влаги на материки; способствует образованию морских течений; источник энергии – мельницы, двигатели, парусники.
Домашнее задание Параграф – 21 или 39 читать, пересказывать; Оформить на листе формата А-4 подборку пословиц, поговорок, песен, стихов, народных примет, в которых упоминается ветер.
Викторина Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления. Прибор для определения атмосферного давления. Прибор для определения температуры воздуха. Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся вместе с Землей. Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года. Нижний слой воздушной оболочки Земли. Сила, с которой воздух давит на поверхность.