(литературные (литературные формы) формы)
Основное свойство - посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Основное свойство - посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Черты: Черты: - стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; - стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; - тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе при меты времени; большое внимание уделяется социально- бытовому фону времени; - тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе при меты времени; большое внимание уделяется социально- бытовому фону времени; - универсальность в изображении человека; - универсальность в изображении человека; - социальный и психологический детерминизм; - социальный и психологический детерминизм; - историческая точка зрения на жизнь. - историческая точка зрения на жизнь.
Ведущий критерий художественности - верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
Задача писателя реалиста -... стараться не только уловить жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов - и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться аффектов и фальши. И.С.Тургенев И.С.Тургенев
Появился в России в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Этапы развития: -просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А.Крылов); -«синкретический» реализм: -«синкретический» реализм: сочетание реалистических и сочетание реалистических и романтических мотивов, при романтических мотивов, при доминанте реалистического доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов); М. Ю. Лермонтов);
-критический реализм – -критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный произведений; решительный разрыв с романтической разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский и др.); А.Н. Островский и др.); -социалистический реализм – -социалистический реализм – проникнут революционной проникнут революционной действительностью и ощущением действительностью и ощущением социалистического социалистического преобразования мира (М. Горький). преобразования мира (М. Горький).
Особенности русского реализма: - активное освоение социально- психологической, философской и моральной проблематики; - выраженный жизнеутверждающий характер; - особый динамизм; - синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
Призма художественного внимания реализмаромантизманатурализма Воссоздание жизни в ее законо- мерностях, типических чертах и свойствах Пересоздание действитель- ности с целью уловить возникающие, но не устоявшиеся закономерности Эмпирическое воспроизведе- ние жизни вне каких-либо закономер- ностей
Эволюция реализма (XIX-XX века): традиции и тенденции Синкретический реализм (первая половина XIX века) А.С. Пушкин А.С. Грибоедов У Пушкина, этого отца русского искусства, в слове было два прямых наследника - Лермонтов и Гоголь, породившие целую плеяду нас, деятелей х годов. И.А. Гончаров И.А. Гончаров Русская литература никогда не выбьется из магического круга, очерченного Грибоедовым. И.А. Гончаров И.А. Гончаров М.Ю. Лермонтов
Л.Н.Толстой + Философское осмысление жизни во всех ее сложностях И. С. Тургенев А.Н. Островский Ф.М. Достоевский Н.А. Некрасов И.А. Гончаров Н.В. Гоголь А.П. Чехов Синтез традиций + лаконизм А.С. Пушкина элементы поэтики символизма элементы поэтики импрессионизма «натуральная школа» Д.В. Григорович А.Ф. Писемский
Социалистический реализм (ХХ в.) Синкретический реализм в России Элементы поэтики неоромантизма М. Горький А.С. Грибоедов «Горе от ума» классицизмреализмромантизмсентиментализм «Повести Белкина», «Капитанская дочка» (элементы стилизации) А.С. Пушкин (после 1821 г. «Евгений Онегин», проза и др.) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу. Наличие гражданских мотивов. Антагонистические противоречия в основе конфликта. Трагическая заостренность конфликта. Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация. Культ чувств. Культ природы. Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию). Приоритет естественного чувства над разумом. Сочувствие к простому человеку. Откровенность в обрисовке человека.
Система персонажей с одним главным героем (вершинная). Неизменяемость характеров действующих лиц. Неотразимость и демонизм героя - «обаяние Зла». Экзотика сюжета и места действия. Тема рока фатума в судьбе героя. Правдивое и достоверное изображение жизни. Изображение исторически конкретного общества. Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды. Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей. Изображение жизни и характеров в развитии. Переосмысление романтического конфликта «герой общество». Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
«Натуральная школа» (натурализм) «Натуральная школа» - литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русской литературы x годов XIX века. «Натуральная школа» - литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русской литературы x годов XIX века. Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей. Термин «натуральная школа» принадлежит, как это ни удивительно, ее противнику - Фаддею Булгарину. Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей. Термин «натуральная школа» принадлежит, как это ни удивительно, ее противнику - Фаддею Булгарину. «Натуральная школа» стоит теперь на первом плане русской литературы. В.Г. Белинский «Взгляд на русскую литературу 1847 года»
Творческие задачи и черты «натуральной школы» - стремление эмпирически описывать действительность, а не преобразовывать ее при помощи творческой фантазии; - критическая направленность; - антиромантические настроения; - снятие всех тематических запретов; - установка на социальное обобщение; - гуманизм и демократизм; - аналитические тенденции. Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Ф. М. Достоевский (по воспоминаниям современников)
Творческие установки Поэтика Выбор определенного объекта исследования (социального слоя, профессиональной группы). Расширение сферы изображения. Естественнонаучный подход к изучению «видов» И «типов» людей. Особый акцент на теме «маленького человека» и «низов общества». Культ неприукрашенной действительности. Внимание к проблеме среды и ее влияния на человеческую природу. Физиологизм - стремление обнажить все внутреннее, скрытое. Предельная детализация и избыточность описаний. Использование всех реалистических художественных приемов с элементами натурализма. Частое использование реальных событий в качестве фабулы. Стремление к ясности и полноте воплощения характера персонажа, без недоговоренностей и многозначности. Аналитизм и логическая завершенность всех построений. Очевидность авторского присутствия (прямого или косвенного). Предпочтение отдано малым жанрам – очерку, рассказу. Простота композиционного построения.
Писатели «натуральной школы»: Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. Я. Кульчицкий, А. И. Герцен. Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. Я. Кульчицкий, А. И. Герцен. Как авторы, работающие в духе «натуральной школы», начинали свой творческий путь и многие русские реалисты, чей талант впоследствии не мог уложиться в ее тесные рамки: Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский. Безусловно, в их творчестве ярко прослеживаются гоголевские традиции, а именно с именем Н. В. Гоголя обычно связывают «натуральную школу». Как авторы, работающие в духе «натуральной школы», начинали свой творческий путь и многие русские реалисты, чей талант впоследствии не мог уложиться в ее тесные рамки: Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский. Безусловно, в их творчестве ярко прослеживаются гоголевские традиции, а именно с именем Н. В. Гоголя обычно связывают «натуральную школу».
Критический реализм Ведущий творческий метод русской литературы XIX века. Расцвет – е годы. Ведущий творческий метод русской литературы XIX века. Расцвет – е годы. Основное свойство - обличительная направлен- ность произведений, решительный разрыв с романтической традицией. Основное свойство - обличительная направлен- ность произведений, решительный разрыв с романтической традицией.Черты: - гуманизм; - народность; - изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром (через детали интерьера, портрета, пейзажа, систему персонажей).
Литературные формы Эпос Роман Роман-эпопея Повесть Рассказ Цикл рассказов Сказки литературные И.А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» и др. Л.Н. Толстой «Война и мир» И.С. Тургенев «Ася» И.С. Тургенев «Записки охотника» М.Е. Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, К.С. Аксаков, В.М. Гаршин Лирика Песня Элегия Сатира Драма Трагедия Комедия Собственно драма Исторические хроники, сцены Н.В. Гоголь «Ревизор»; А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся» и др. А.Н. Островский «Гроза», «Волки и овцы»
Лиро- драмати- ческие жанры Драматические поэмы Н.А. Некрасов «Русские женщины» Лиро- эпические жанры Поэма Роман в стихах А.С. Пушкин «Домик в Коломне», «Медный всадник»; Н.В. Гоголь «Мертвые души»; Н.А. Некрасов «Саша» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Русский реалистический роман XIX века Название произведения, как правило, отражает в прямой или косвенной форме суть идейнохудожественного замысла автора. В названиях русских романов можно с достаточной степенью условности выделить следующие тенденции: Название произведения, как правило, отражает в прямой или косвенной форме суть идейнохудожественного замысла автора. В названиях русских романов можно с достаточной степенью условности выделить следующие тенденции: НАЗВАНИЯ РОМАНОВ НАЗВАНИЯ РОМАНОВ Название по имени героя, в котором персонифицируется авторская идея Название связано с основным конфликтом или сюжетными коллизиями Название формулирует основную проблему произведения общая формула: «Герой своего времени» часто приобретает символическое звучание как правило, в явно тенденциозных произведениях «Евгений Онегин», «Рудин», «Обломов», «Арап Петра Великого» «Анна Каренина» и т.п. «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.п. «Что делать?» «Кто виноват?» и т.п.
«Герой своего времени» (XIX век - эволюция героя) Изображение типического характера - одна из основных творческих задач реализма, и неудивительно, что с зарождением этого художествен- ного метода каждый автор старается дать свое понимание универсаль- ной лермонтовской формулы. Изображение типического характера - одна из основных творческих задач реализма, и неудивительно, что с зарождением этого художествен- ного метода каждый автор старается дать свое понимание универсаль- ной лермонтовской формулы. Чацкий Сильная личность «Маленький человек» Раскольников «Лишние люди»«Новые люди» + особенный человек «Скучные люди» Образы «босяков» и «детей подземелья» Образы интелли- гентов ХХ века Герои социалисти- ческого реализма
Образы «лишних людей» Литературные и философские истоки Социальные и идейные корни Романтизм (романтический бунт против действительности). Байронизм (романтический уход от действительности). Идеология декабризма. Отсутствие достойного поля деятельности в условиях арачеевщины.
не является «лишним» В полном смысле этого слова «лишний» - по мнению окружающих, а не по самооценке разлад с обществом критицизмодиночество активный и деятельный характер с романтическими порывами скептицизм социальная апатия и пессимизм склонность к самоанализу эгоизмодиночество Чацкий Онегин
крайний индивидуализм цинизм и эгоизм социальный пессимизм разочарованность и рефлексия одиночество отказ от практической деятельности разочарованность и рефлексия пустословиеодиночество уход от действительности апатия и лень разочарованность мечтательность и пассивность Печорин Герои х гг. Рудин, Бельтов
Термин «лишний человек», получивший огромное распространение в литературоведении, принадлежит И. С. Тургеневу. В 1849 году он пишет повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет тургеневский термин приобретает более исторически определенный смысл в статьях Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, в поэме Н. П. Огарева «Исповедь лишнего человека».
«Маленький человек» Литературные истоки Социальные корни -Сентиментализм И крестьянки чувствовать умеют (Н.М. Карамзин) -Идеи Ж.-Ж.Руссо и др. просветителей о равенстве Обострение социальных противоречий в России х гг. (аракчеевщина, крепостное право, поражение декабристов, реакция) А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Медный всадник» М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская» - сочувствие и жалость - гуманизм - попытка привлечь внимание к проблеме «униженных и оскорбленных»
-Теория «сильной личности» («Все позволено»). Германн, Печорин - О.Бальзак «Отец Горио», Стендаль «Красное и черное» Н.В. Гоголь «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Петербургские повести» «Натуральная школа» Ф.М. Достоевский Раскольников -духовная скудость -убожество «бедных людей» -способность «маленького человека»на бунт -использование элементов фантастики (как в «Медном всаднике») А.П. Чехов-индивидуалистический бунт против нестправед- ливости -стремление стать «силь- ной личностью» Сатирическое освещение темы. Из письма брату: «Брось ты, сделай милость, своих униженных коллежских регистраторов. Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема свое отжила?..»
Образ «нового человека» Литературные истоки Социальные и идейные корни Взгляды Руссо и других просветителей. Романтический конфликт Идеология декабризма Чацкий -активный и деятельный характер -пропаганда новых идей -критическое отношение к окружающей действительности
Социальные и идейные корни Герои -Обострение социальных противоречий - Эпоха реформ 6О-х годов -Возникновение нигилизма -Возрастание общественной активности разночинцев Базаров - материализм - демократизм - атеизм - рационализм - социальная активность Одновременно появляются антинигили- стические романы, показывающие «но- вых людей» как отрицательных персона- жей: Н. С Лесков «Некуда» И. С Тургенев «Новь» Ф. М. Достоевский «Бесы» «Новые люди» Н. Г. Чернышевского - теория разумного эгоизма - социальная активность «Особенный человек» - Рахметов - профессиональный революционер - максимализм - идеализм Начало «хождения в народ» - 70-е гг. Народническая литература Гриша До6росклонов (Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)
-Формирование демократической интеллигенции -Обострение социальных противоречий в 90-х годах Герои рубежа веков Петя Трофимов (А. П. Чехов «Вишневый сад»), Саша (А. П. Чехов «Невеста») - отсутствие определенной программы - идеализм - социальный оптимизм -Появление пролетариата на арене общественной борьбы -Распространение марксизма -Революционная ситуация Герои социалистического реализма Павел Власов (М. Горький «Мать») - марксистские взгляды - социальная активность