Н.В. Гоголь «Мертвые души» История создания, особенности сюжета История создания, особенности сюжета и композиции, и композиции, система образов. система образов. Чичиков и помещики. Чичиков и помещики.
История создания Какой огромный, Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь
История замысла поэмы Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью 1835 года. Сообщает Пушкину в письме: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется будет смешон…Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Он прочел первые главы Пушкину, и после окончания услышал такую фразу «Боже, как грустна наша Россия!» Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав.
История замысла поэмы Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. После доработок на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающей в себя отрицательные явления всероссийской значимости.
История замысла поэмы Писатель ориентировал произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (1 том) – «ад», вторая (2 том) – «чистилище» и третья (3 том) – «рай». Законченным оказался только 1-й том.
1 Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья.
Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор
Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха
Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.
Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило
«Мертвые души» умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков, «мертвые души» живые персонажи поэмы, «умершие» духовно, нравственно помещики и чиновники.
Построение поэмы. Система образов. 1 глава 1 глава «Вступление в поэму» «Вступление в поэму» Приезд Чичикова в губернский город NN. Встреча с чиновниками. Встреча с чиновниками. Подготовка почвы Подготовка почвы для авантюры. для авантюры.
Композиционные звенья поэмы первоевтороетретье 2-6 главы 7-10 главы 11 глава
Первое звено композиции 2-6 главы 2-6 главы Изображение жизни российских помещиков: Изображение жизни российских помещиков: Манилова – 2 глава, Манилова – 2 глава, Коробочки – 3 глава, Коробочки – 3 глава, Ноздрева – 4 глава, Ноздрева – 4 глава, Собакевича – 5 глава, Собакевича – 5 глава, Плюшкина – 6 глава. Плюшкина – 6 глава.
Второе звено композиции 7-10 главы 7-10 главы Изображение губернского города. Изображение губернского города. Завершение характеристики владельцев усадеб. Завершение характеристики владельцев усадеб. Изображение мира чиновников. Изображение мира чиновников. «Повесть о капитане Копейкине» «Повесть о капитане Копейкине»
Третье звено композиции 11 глава 11 глава Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы - Чичикова Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы - Чичикова
Чтобы подчеркнуть общность героев, Гоголь пять глав строит по одинаковому плану: Внешний вид деревни и дома-усадьбы помещика; Описание внутреннего убранства комнат; Описание самого помещика; Сцена купли-продажи. Сцена покупки мертвых душ кульминация, с наибольшей полнотой раскрываются в этих эпизодах характеры героев. Чтобы подчеркнуть общность героев, Гоголь пять глав строит по одинаковому плану: Внешний вид деревни и дома-усадьбы помещика; Описание внутреннего убранства комнат; Описание самого помещика; Сцена купли-продажи. Сцена покупки мертвых душ кульминация, с наибольшей полнотой раскрываются в этих эпизодах характеры героев.
Помещик Манилов «...Он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее... Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами...»
Помещица Настасья Петровна Коробочка «Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки.. Баба, кажется, крепколобая,... дубинноголовая...»
Помещик Ноздрев «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...» Умел «начать гладью, а кончить гадью...»
Помещик Михаил Семенович Собакевич Кажется Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя. Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... Ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке...»
Помещик Плюшкин Трудно распознать, «какого пола была фигура: баба или мужик. Платье совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак... Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...»
ВЫВОД: Все гоголевские помещики характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.
На уроках мы с вами говорили, чем опасен каждый из персонажей Гоголя, а теперь, не уходя от оксюморона, заключенного в названии – Мертвые души, – скажите, кто же УМЕР в каждом из них?
На уроках мы с вами говорили, чем опасен каждый из персонажей Гоголя, а теперь, не уходя от оксюморона, заключенного в названии – Мертвые души, – скажите, кто же УМЕР в каждом из них? Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи
Сочинение – миниатюра. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности? Задача: глубже осознать замысел писателя; назвав определенную черту, свойственную каждому помещику, доказать, что путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз
Второе звено композиции 7-10 главы 7-10 главы Изображение губернского города. Изображение губернского города. Завершение характеристики владельцев усадеб. Завершение характеристики владельцев усадеб. Изображение мира чиновников. Изображение мира чиновников. «Повесть о капитане Копейкине» «Повесть о капитане Копейкине»
Третье звено композиции 11 глава 11 глава Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы - Чичикова Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы - Чичикова
Павел Иванович Чичиков «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод...»
Особенности сюжета и композиции Поэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни России объединены в единое целое. Композиция построена по принципу «концентрических кругов» или «замкнутых пространств» : город, усадьбы помещиков, вся Россия. Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, образ Чичикова играет связующую роль.
Идейно-композиционная роль Чичикова Гоголь: «Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени... картину недостатков, злоупотреблений, пороков». Роль Чичикова можно сравнить с ролью Вергилия из «Божественной комедии» Данте. Читатель следует за Чичиковым, он для читателя как бы проводник в этом царстве «мертвых душ», своеобразном гоголевском «аду» : городе NN и его окрестностях.