ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
КОМПЕТЕНЦИЯ - способность или готовность мобилизовать все ресурсы (организованные в систему знания и умения), необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, адекватные конкретной ситуации, т.е. в соответствии с целями и условиями протекания действия. Компетенция выражается в готовности человека эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ можно назвать такие, которыми должен обладать каждый и которые можно применять в самых различных ситуациях, таким образом ключевые компетентности универсальны и применимы в разных ситуациях.
8 КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: общение на родном языке; общение на иностранном языке; математические способности и умения в науке и технологиях; умение учиться;
8 КОМПЕТЕНЦИЙ: межличностные, межкультурные, социальные, гражданские; информационная; предпринимательство; культурное самовыражение.
ОБЩЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ основывается на способности понимать, выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты как устно, так и письменно (слушание, говорение, чтение, письмо) в соответствии с чьими-либо желаниями и потребностями. Общение на ИЯ требует таких умений, как посредничество, межкультурное понимание.
НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ: знание лексики; грамматики; знание обычаев общества;.культурного аспекта.
НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ: возможность понимать разговорную речь; инициировать, поддерживать и заканчивать разговор; читать и понимать тексты; выражать свои мысли в письменном виде.
ИЗМЕНЕНИЕ ПИОРИТЕТОВ, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ЦЕЛИ образования – формирование ключевых компетентностей настоятельно требуют создания новой системы оценивания этого результата, т. е способов деятельности, которые должен усвоить учащийся на том или ином этапе обучения.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ключевых компетенций соотнесены с возрастом учащихся. Первый уровень осваивается учащимися в начальной школе, второй – в 5 -7 классах, третий – в 8 – 9 классах и четвертый – в старшей школе.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ Содержания тестовых заданий производится посредством составления единых требований каждого задания. На разном предметном содержании тестовый вопрос одного уровня будет проверять освоение одних и тех же компетентностей или их составляющих. Тексты, предъявленные для заданий, не должны содержать программный материал по предметам, так как в этом случае ребенок
СТАНДАРТИЗАЦИЯ обратится к собственным знаниям, а не к источникам информации тест окажется не валидным, т.е не будет проверять то, что должен проверить: как ученик освоил деятельность по первичной переработке, систематизации и обработке информации. Такие тесты по определению, надпредметны, ведь характер деятельности по первичной обработке информации не меняется в зависимости от
СТАНДАРТИЗАЦИЯ того, работает ученик с текстом по иностранному языку или физике. При этом ни одно из заданий не проверяет и не должно проверять знания по определенным предметам.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕСТОВ. Уровень 1: 1 или 2 источника, простые, содержащие информацию, касающуюся только заданной темы. Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию. Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания.
УРОВЕНЬ 2 1 или 2 источника, сложные, содержащие прямую информацию по 1 -2 темам. Ученик извлекает информацию по 2 и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности. Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания.
УРОВЕНЬ 3 2 или более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по 2 и более темам, в которых одна информация дополняет другую или противоречит ей. Ученик извлекает информацию, систематизирует, ранжирует, указывает на противоречия. Ученик представляет информацию в виде связного текста, где возможно, указывая на суть противоречий и обосновывая логику выбора. Объем текста – слов.
УРОВЕНЬ 4 2 и более источников, простых и сложных, содержащих прямую и косвенную информацию по 2 и более темам, при этом одна информация пересекается или противоречит другой. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы,
УРОВЕНЬ 4 систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/предписанной сложной структуры. Ученик представляет информацию в виде связного текста, содержащую выводы на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Объем текста – слов.
ОЦЕНКА ТЕСТОВ отличается от оценки традиционных результатов образования. Выполнение подобных заданий требует деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание требует развернутого ответа. Длина этого ответа и служит основанием для классификации тестовых заданий:
КЛАССИФИКАЦИЯ: вопросы с кратким ответом (завершить незаконченное предложение) предполагают выражение правильного ответа не слово в слово, а описательно, с сохранением того же смысла. Оценка осуществляется по предложенному количеству баллов за каждый правильный ответ.
КЛАССИФИКАЦИЯ: вопросы с расширенным ответом используются для 1 и 2 уровня, и требуют выписывания в бланк ответа причины тех или иных событий, кратких выводов по результатам обработки предъявленной информации. Оценка осуществляется по предложенному количеству баллов за каждый правильный ответ.
КЛАССИФИКАЦИЯ: вопросы с ответом-сочинением применяются при оценке способов деятельности 3 и 4 уровня сформированности ключевых компетенций. В ответе учащиеся должны написать связный текст, фиксируя результаты обработки предъявленной им информации. Оценка осуществляется с помощью единой шкалы оценивания.