Совершенствование умений говорения на основе текста для чтения на старшем этапе Учитель II квалификационной категории Щербакова О.А. МОУ СОШ 4
Согласно нормативным документам после окончания основной школы наиболее развитым видом речевой деятельности является чтение. Учащиеся владеют умениями чтения на таком уровне, что оно может стать основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения.
текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для оформления собст венного высказывания и служить образцом для него.
Под управлением понимается любая форма взаимодействия учителя и учащихся, опосредуемая учебным материалом и имеющая стандартизованную структуру: постановка задачи, указание на пути ее решения, ее решение и контроль.
При отборе текстов нужно обращать внимание на их воспитательный, развивающий и культуроведческий потенциал, мотивационную способность, а также на проблемный характер содержания текстов, то есть может ли он помогать учащемуся наиболее полно и адекватно реализовать свое коммуникативное намерение.
В рамках личностно ориентированного подхода к обучению,воспитанию и развитию школьников важен учет индивидуальных особенностей каждого ученика: 1) дифференциация заданий 2) повышение самостоятельности учащегося
Современная личностно ориентированная парадигма образования: в центре педагогического процесса находится ученик, и учитываются его потребности, возможности и склонности, а сам он выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Для активизации познавательной деятельности учащихся важно им дать возможность опереться на модель, которая осуществляет непосредственное управление их деятельностью по порождению устноречевого высказывания (УРВ)на основе текста.
Требования к данным управленческим моделям: -принцип взаимосвязанного обучения чтению и говорению; -запрограммированы ос новные учебные и речевые действия, определяющие тип итогового УРВ
а именно коммуникативная задача1 (нацеливающая на чтение, способы работы над текстом), а также коммуникативная задача2 (нацеливающая на порождение определенного УРВ с использованием результатов работы над исходным текстом).
Целесообразно создание двух моделей, представляющих собой блок-схемы, в которые заключены алгоритмы порождения тех или иных УРВ на основе текста: - на основе чтения с пониманием основного содержания - на основе чтения с полным пониманием.
Такие памятки позволяют школьникам осознанно усвоить способы учебно- познавательной деятельности, что создает условия для более успешного осуществления деятельности по порождению УРВ на основе текста.