Методика обучения изложениям разных видов
История изложения Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы. называлось оно переложением. Для переложения предлагались тексты как духовного.,так и светского содержания, а среди них – лирические стихотворения. К концу ХIХ века такая работа, основанная на механическом воспроизведении текста, становилась все менее популярной. Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы. называлось оно переложением. Для переложения предлагались тексты как духовного.,так и светского содержания, а среди них – лирические стихотворения. К концу ХIХ века такая работа, основанная на механическом воспроизведении текста, становилась все менее популярной. В тридцатые годы ХХ века отношение к изложению переменилось. Благодаря работам М.А. Рыбниковой и В.А. Добромыслова появилась реальная оценка изложений. В тридцатые годы ХХ века отношение к изложению переменилось. Благодаря работам М.А. Рыбниковой и В.А. Добромыслова появилась реальная оценка изложений. В 1965 году появилолсь исследование Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова, посвященное проведению изложений. В 1965 году появилолсь исследование Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова, посвященное проведению изложений. В 90-е годы появилась работа И.Д. Морозовой «Виды изложений и методика их проведения». В 90-е годы появилась работа И.Д. Морозовой «Виды изложений и методика их проведения».
Виды изложений Еще не до конца разработана классификация видов изложения и терминология для их обозначения. Тем не менее можно выделить следующие виды изложений: Еще не до конца разработана классификация видов изложения и терминология для их обозначения. Тем не менее можно выделить следующие виды изложений: *по способу передачи исходного текста: устные и письменные; *по способу передачи исходного текста: устные и письменные; *в зависимости от полноты передачи содержания исходного текста и языковых средств: полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые; *в зависимости от полноты передачи содержания исходного текста и языковых средств: полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые; *по цели проведения: обучающие, контрольные; *по цели проведения: обучающие, контрольные; *по стилю речи: художественные, научные, публицистические; *по стилю речи: художественные, научные, публицистические; *по типу речи: повествования, описания, рассуждения; *по типу речи: повествования, описания, рассуждения; *изложения с дополнительным заданием: осложненные, творческие, с элементами сочинения, с перестановкой материала, с изменением лица рассказчика. *изложения с дополнительным заданием: осложненные, творческие, с элементами сочинения, с перестановкой материала, с изменением лица рассказчика.
Виды изложений Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений. Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию. Как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника. Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста /слушание, чтение. Слушание и чтение/ обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение /на первых этапах обучения/ оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо и его зрительное восприятие. Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений. Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию. Как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника. Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста /слушание, чтение. Слушание и чтение/ обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение /на первых этапах обучения/ оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо и его зрительное восприятие.
Основное требование к изложению - пересказать содержание текста не только полно и правильно, но и передать при этом своеобразие авторского стиля, замысла. Настроения автора. пересказать содержание текста не только полно и правильно, но и передать при этом своеобразие авторского стиля, замысла. Настроения автора.
Изложение требует не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения. Причем ученик должен: не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения. Причем ученик должен: 1.Точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем. 1.Точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем. 2.Отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы /главной мысли текста/. 2.Отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы /главной мысли текста/. 3.Воссоздать особенности языка и стиля текста и использовать все богатство речи автора. 3.Воссоздать особенности языка и стиля текста и использовать все богатство речи автора. 4.Соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста. 4.Соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста. Чтобы выполнить эти требования, прежде всего нужно понять автора – идею и смысл произведения, языковые особенности текста. Чтобы выполнить эти требования, прежде всего нужно понять автора – идею и смысл произведения, языковые особенности текста. Понимание текста – главное условие успешного его воспроизведения. В нем, как в зеркале, будет отражено умственное развитие учащихся, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью. Понимание текста – главное условие успешного его воспроизведения. В нем, как в зеркале, будет отражено умственное развитие учащихся, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью. Именно поэтому изложение выбрано в настоящее время в качестве проверки языковой грамотности учащихся на экзамене в 9 классе. А из этого следует, что при написании изложения главное не запоминание /хотя, конечно, это очень важно/, а умение анализировать текст. Именно поэтому изложение выбрано в настоящее время в качестве проверки языковой грамотности учащихся на экзамене в 9 классе. А из этого следует, что при написании изложения главное не запоминание /хотя, конечно, это очень важно/, а умение анализировать текст.
Этапы работы при написании изложения 1.Первичное прослушивание текста и первичное ознакомление с дополнительным творческим заданием. 1.Первичное прослушивание текста и первичное ознакомление с дополнительным творческим заданием. 2.Самостоятельное обдумывание содержания и особенностей прослушанного текста и дополнительного задания ( определить тему, главную мысль текста, композицию текста, стиль речи, тип речи). 2.Самостоятельное обдумывание содержания и особенностей прослушанного текста и дополнительного задания ( определить тему, главную мысль текста, композицию текста, стиль речи, тип речи). 3.Вторичное прослушивание текста изложения. 3.Вторичное прослушивание текста изложения. 4.Написание чернового варианта текста и дополнительного задания в полном или сокращенном виде. 4.Написание чернового варианта текста и дополнительного задания в полном или сокращенном виде. 5 Редактирование черновика изложения и дополнительного задания. 5 Редактирование черновика изложения и дополнительного задания. 6.Написание чистового варианта изложения и дополнительного задания. 6.Написание чистового варианта изложения и дополнительного задания. 7.Самопроверка чистового варианта работы с использованием словарей. 7.Самопроверка чистового варианта работы с использованием словарей.