Лексика и фразеология. Многозначные слова Упражнение 1. Прочитайте стихотворения. Найдите многозначные слова, употребленные в разных значениях. Объясните.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Почему фразеологизмы называют устойчивыми словосочетаниями? Работу выполнила ученица 4 «В» класса гимназии 13 г. Красноярска Линник Марина.
Advertisements

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Ни пуха, ни пера! Рано утром Мама- квочка В класс отправила сыночка. Говорила: Не дерись! Не дерись! Не дразнись! Не петушись! Поспеши,
Право, я причёска – чудо! Заплести меня не худо.
Выполнила: Семенушкина Евгения Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 г. Тюмени.
Ни пуха, ни пера. Рано утром Мама-квочка В класс отправила Сыночка. Говорила: -Не дерись, Не дразнись. Не петушись. Поспеши. Уже пора Ну, ни пуха, ни пера!
Путешествие в страну Лексикологию. 1. Синонимы 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВОЗЬМЁМ В ДОРОГУ.
Автор: Семенушкина Евгения Юрьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 Г. Тюмени Фонетика, грамматика, правописание 4 класс.
Урок разработан учителем начальных классов Таюрской Еленой Андреевной.
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6 КЛАССЕ. Особый возраст - отрочество Создатель: Спиридонова Н.Н. - учитель МОУ"СОШ 4", с.Сотниковское.
Фея - Здравствуйте ребята ! Здравствуйте гости !Фея - Здравствуйте ребята ! Здравствуйте гости !
Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка,
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
В садик не бери конфетки, Ведь другим обидно деткам. Маму провожай спокойно И веди себя достойно. Не дерись и не ругайся, Грубо ты не выражайся. Воспитательницу.
Лексика Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов ОмонимыСинонимыАнтонимы.
Автор: Бойкова Марина Егоровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Медновская СОШ» Калининского района Тверской области 2013 год.
Условное наклонение 6 класс. Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского «... Бы ». Один раз я сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что.
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Слово и его лексическое значение
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6 КЛАССЕ. Особый возраст - отрочество
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Особый возраст: отрочество Выполнила: Михайлова Алина Ученица 6 класса.
Транксрипт:

Лексика и фразеология

Многозначные слова Упражнение 1. Прочитайте стихотворения. Найдите многозначные слова, употребленные в разных значениях. Объясните их значение, обращаясь к словарю. НОЧНАЯ ПЕСЕНКА В тишине полночной Выпал снег на крыши. Выпал зуб молочный Вечером у Гриши. Вырастут сугробы Выше крыш и труб…... А к весне поближе Вырастет и зуб! (М.Яснов) ЖАДИНА – Ежик, ежик, дай иголку! Еж пыхтел и думал долго, И услышал я в ответ: – У меня иголок нет! (А.Мегрелишвили, пер. Я.Аким)

Упражнение 2. Найдите в тексте многозначное слово, употребленное в разных значениях. Объясните эти значения. Мудрая обоснованность ответов Комарова явно ставит в тупик воспитательницу. «Тяжелый мальчик!» – вздыхает она. «Я не тяжелый, – возразил Комаров и похлопал себя по животу. – Я после обеда тяжелый».

Упражнение 3. Прочитайте выразительно стихотворения. Понравились ли они вам? Найдите слова, употребленные в переносном значении, объясните их значение. Сенокос, сенокос. Луг остался без волос! Он пострижен косами, Он побрызган росами. Как прическа эта Хороша для лета! И.Токмакова В море суши полоса Называется коса. И у девушки коса Цвета спелого овса. На траве лежит роса- Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос? Б. Гольдберг

Упражнение 4. Прочитайте стихотворение В.Лунина. Объясните значение многозначных слов, обратитесь к словарю. ЗА ЧТО? Кит по грязи смело шлепал – Папа сына крепко шлепал. Кит обои отодрал – Папа сына отодрал. Кит песок в кастрюлю всыпал – Папа сыну сильно всыпал. Двойку в школе получил – Вновь от папы получил. Папа знал, что бить – не дело, Но упрямства не терпел. Думал Кит, что бит за дело, И поэтому терпел. Как-то муха в суп попала, И опять ему попало. Разобиделся тут Кит: – Я, – кричит, – Напрасно бит! В суп она сама влетела! Так за что же мне влетело?

Для справок Шлепать – 1. Ударять, стучать чем-н. мягким, плоским. 2. Идти, брести. Отодрать – 1. То же, что оторвать. 2. Высечь кого-то, больно оттаскать за что-н. Всыпать – 1. Сыпля, поместить. 2. Сильно ругать или побить кого-то. Не дело – не годится. За дело – не напрасно, поделом. Терпеть – 1. Безропотно сносить боль. 2. Мириться с наличием, существованием кого-, чего-н. Попасть – оказаться, очутиться в каком-н. месте, положении (неожиданно, случайно). 3. О полученном наказании. Влететь – 1. Летя, проникнуть куда- то. 3. Достаться в наказание за что-н. (Словарь Ожегова)

Омонимы Упражнение 5. Прочитайте стихотворения. Какой эффект придает этим текстам использование одинаково звучащих слов? 1. Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки. (Я.Козловский)

2. За столом сказала мать: – Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: – А болтать ногами можно? (Г.Бойко) 3. – Не жалейте пятачка, – Говорит корова. Вы купите молочка – Вкусного, парного! Поросята тут как тут: Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Маленькие хрюшки... (А.Шибаев)

Бросил палку кверху Мишка: - Падай в шапку с ели, шишка!Шишка хлоп по голове, - Стало шишек сразу две.

Устаревшие слова Упражнение 8. Прочитайте фрагмент из сказки Л.Лагина «Старик Хоттабыч». Что, по-вашему, придает тексту юмористический характер? – Знай же, о Волька, – обиделся старичок, – что ты плохо ценишь мое могущество. Нет, нет и еще раз нет! Ты не опоздаешь на экзамен. Скажи только, что тебе больше по нраву: задержать экзамен или немедленно оказаться у врат твоей школы? – Оказаться у врат, – сказал Волька.

Фразеологизмы Упражнение 10. Прочитайте выразительно стихотворение В.Орлова. Придумайте заголовок. Найдите профессионализмы. Попробуйте сами сочинить предложения или поэтические миниатюры, где фразеологические сочетания употреблялись бы в прямом и переносном значении. Рано утром Мама квочка В класс отправила Сыночка. Говорила: – Не дерись, Не дразнись, Не петушись. Поспеши – уже пора. Ну, ни пуха Ни пера! Через час Еле живой Петушок Идет домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нем и в самом деле Нет ни пуха, ни пера.

Упражнение 11. Прочитайте стихотворение Э.Мошковской. Придумайте заголовок. Что придает тексту шутливое содержание? Объясните выражение где раки зимуют. Сейчас мне покажут, Где раки зимуют…... Где раки зимуют, мне растолкуют. Ведь неизвестно, Где раки зимуют! Неинтересно, где раки зимуют. Пускай где угодно раки зимуют. Где раки зимуют, меня не волнует. Этого мне не показывайте! Вы меня Не наказывайте!